Фото дня: Млечный путь над вспомогательным телескопом VLT

Новости астрономии, астрофизики и космологии Фото космоса

На этом прекрасном фото видна густонаселенная центральная область Млечного Пути, раскинувшаяся над одним из вспомогательных телескопов комплекса Очень большого телескопа Европейской Южной обсерватории (ESO VLT). Темное, усыпанное звездами небо — типичная картина в месте установки VLT в чилийской пустыне Атакама. Благодаря сочетанию сухого климата, большой высоты и отсутствия светового загрязнения работающие здесь астрономы и обслуживающий персонал могут любоваться подобным зрелищем каждую ночь.

Млечный путь над одним из вспомогательных телескопов VLT. Источник: Y. Beletsky/ESO

Комплекс VLT состоит из четырех основных 8,2-метровых телескопов («юнитов») и четырех 1,8-метровых вспомогательных, один из которых показан на снимке. Основные «юниты» VLT — стационарные. Вспомогательные телескопы установлены на подвижных платформах, и их можно перемещать по рельсам, размещая на 30 подготовленных площадках. Это дает возможность использовать весь комплекс как интерферометр с перестраиваемой базой.

За годы своей работы VLT позволил астрономам совершить ряд громких открытий. Его использовали для получения прямых изображений экзопланет, изучения регионов активного звездообразования, наблюдений объектов Солнечной системы и отслеживания отдельных звезд, обращающихся вокруг сверхмассивной черной дыры в центре Млечного Пути.