Для чего нужны люди в космосе

Часто можно услышать мнение, что человеку не место в космосе, ибо роботы могут эффективно выполнять те же задачи, только дешевле и без излишнего риска. Но подобный взгляд чересчур однобок. Безусловно, во многих сферах освоения космоса автоматика давно и с успехом заменила людей. В то же время, существует целый ряд задач, которые невозможно выполнить без участия людей. И сегодня мы поговорим о них.

Орбитальный ремонт

За последние годы индустрия орбитального обслуживания сделала большой шаг вперед. Так, прямо на наших глазах, стали реальностью космические буксиры, услуги дозаправки и утилизации старых спутников. Всех их объединяет то, что для них не требуется человеческого присутствия.

Миссия по ремонту телескопа Hubble. Источник: NASA

Однако, если говорить о более сложных ремонтных процедурах на орбите, то они по-прежнему не могут быть выполнены без участия людей. Так можно вспомнить орбитальную обсерваторию Hubble. Благодаря нескольким ремонтным миссиям она все еще находится в строю и продолжает исследовать чудеса Вселенной. Новый китайский телескоп, который будет запущен в космос через несколько лет, также рассчитан на его периодическое обслуживание тэйконавтами.

То же самое касается и периодических ремонтных операций на МКС, а также строительства и обеспечения деятельности следующих орбитальных станций и поселений. Автоматика может многое, но по-настоящему сложные и ответственные процедуры еще долго будут оставаться исключительно человеческой прерогативой.

Научные эксперименты

Другой важной задачей людей в космосе является проведение научных экспериментов. Да, не все из них требуют присутствия человека. Но в силу сложности, целый ряд научных изысканий, выполняемых на МКС, невозможны без наличия квалифицированных исследователей, контролирующих их ход, способных анализировать результаты и при необходимости самостоятельно вносить нужные коррективы.

Эксперименты по выращиванию растений на МКС. Источник: NASA

Более того, присутствие людей в космосе само по себе является грандиозным экспериментом. Медики тщательно изучают то, как воздействие невесомости, повышенного уровня излучения и других факторов космического полета сказывается на человеческом организме. Эти данные жизненно необходимы для организации пилотируемых миссий в дальний космос и строительства постоянных космических поселений.

Поиски жизни на других планетах

Поиски ответа на вопрос о возможности существования, в прошлом или даже в настоящем, жизни на других телах Солнечной системы являются самым настоящим «Святым Граалем» современной науки. Эта задача является ключевой для большинства миссий, которые прямо сейчас исследуют Красную планету.

Люди на Марсе в представлении художника. Источник: planetary.org

Однако все не так просто. Несмотря на то, что марсоходы вроде Perseverance являются настоящим инженерным произведением искусства, их возможности по поиску следов жизни довольно ограничены. И даже после того, как собранные им образцы будут доставлены на Землю специальной миссией, далеко не факт, что их анализ позволит получить какой-то однозначный ответ. В конце концов, речь идет о пробах, собранных лишь с одного участка поверхности Красной планеты.

И именно здесь в игру вступает человеческий фактор. Ведь как бы банально это не звучало, но профессиональный геолог с молотком может за сутки собрать куда больше интересных образцов, чем Perseverance за все время своей многолетней миссии. Так что, скорее всего мы получим окончательный ответ на вопрос о жизни на Марсе лишь когда на поверхность планеты высадятся исследователи с соответствующим оборудованием.

Создание запасного дома

Люди в космосе нужны не только для организации экспериментов и поисков внеземной жизни. Они также необходимы для создания запасного дома. Конечно у нас никогда не будет такой же планеты, как Земля. И человечество должно сделать все, что в его силах, чтобы ее сберечь. Но, к сожалению, пока что многие представители нашего вида не демонстрируют такого стремления. Да и если убрать в сторону тягу людей к саморазрушению, есть и другие факторы, угрожающие нашей планете (астероиды, кометы, извержения супервулканов и т. д.).

Человеческое поселение на Марса (концепт). Источник: SpaceX

Если человечество не хочет исчезнуть, оно должно иметь запасной план. Им может стать создание самодостаточного поселения на Луне или Марсе. В случае какой-либо катастрофы, оно выступит в качестве спасательной шлюпки, которая позволит Homo Sapiens уцелеть и в будущем начать восстанавливать нашу планету.

Если же говорить про более отдаленную перспективу, то нельзя не упомянуть многовековую мечту человечества о покорении звезд. Мы знаем, что у большинства светил имеются планеты. И среди них практически наверняка найдутся миры с подходящими для создания внеземных колоний условиями. Нам нужно лишь найти способ до них добраться.

Источник вдохновения

И наконец нельзя обойти вниманием еще одну важную причину, для чего нужны люди в космосе. Речь о вдохновении. Полет Гагарина и маленький шаг Нила Армстронга стали событиями планетарного масштаба, которые, без преувеличения, вдохновили целое поколение. Причем речь идет не только о тех, кто загорелся мечтой стать космонавтом, но и о куда более многочисленной категории людей, которые в целом заинтересовались наукой, космосом и ракетостроением.

След, оставленный Эдвином Олдриным на Луне. Источник: NASA

К сожалению, за последние полвека в космосе не было событий, сопоставимых по масштабу и символизму с полетом Apollo 11. Но таковые еще наверняка будут — как в виде возвращения людей на ту же Луну, так и первого шага человека на Марсе. И не приходится сомневаться, что они станут определяющими для нового поколения исследователей, которые тоже решат связать свою жизнь с космосом.