Данные телескопа Spitzer помогли обнаружить пять скрытых сверхновых

Вспышки сверхновых являются одними из наиболее ярких явлений во Вселенной. Может показаться, что пропустить такое событие попросту невозможно. Но это не совсем так. Газопылевые облака могут блокировать видимый свет. Именно из-за этого земляне не смогли наблюдать как минимум две сверхновые, вспыхнувшие во Млечном Пути в конце XVII и XIX веков.

Галактика Arp 148. Белый круг отмечает положение найденной телескопом Spitzer сверхновой, свет которой был блокирован пылевыми облаками. Источник: NASA/JPL-Caltech

Астрофизики давно подозревали, что пыль мешает находить сверхновые не только в нашей, но и в других галактиках. Дело в том, что количество наблюдаемых сверхновых в соседних галактиках заметно меньше, чем должно быть согласно предсказаниям современных теоретических моделей.

Чтобы проверить это предположение, команда астрономов воспользовалась данными, собранными инфракрасным телескопом Spitzer. В процессе одного из исследований он пронаблюдал сорок «запыленных» галактик. В ходе последующего анализа ученым удалось обнаружить в них пять ранее неизвестных сверхновых, свет которых в видимом диапазоне был заблокирован пылью.

По словам исследователей, результаты Spitzer говорят о том, что оптические обзоры, которые обычно используются для поисков сверхновых, пропускают до половины таких событий. В свою очередь, это позволяет согласовать результаты реальных наблюдений с теоретическими предположениями.