CAPSTONE вышел на целевую орбиту

Космический аппарат CAPSTONE завершил финальный маневр, позволивший ему выйти на заданную орбиту вокруг Луны. Об этом говорится в сообщении, опубликованном на сайте NASA.

Основные задачи миссии CAPSTONE

Спутник CAPSTONE (Cislunar Autonomous Positioning System Technology Operations and Navigation Experiment) был разработан компаниями Advanced Space и Tyvak Nano-Satellite Systems по заказу NASA. Он построен на основе платформы CubeSat (12U), его масса составляет 25 кг.

Спутник CAPSTONE (концепт). Источник: NASA

Основная задача аппарата — проверка почти прямолинейной гало-орбиты (Near-Rectilinear Halo Orbit, NRHO) с центром вокруг точки Лагранжа L2 системы Земля-Луна. Ее ключевая особенность заключается в том, что в этом месте силы притяжения нашей планеты и ее спутника взаимно уравновешивают друг друга. То есть, находящийся на NRHO-орбите космический аппарат, практически не будет тратить топлива для удержания своей позиции. Именно поэтому NASA и ESA выбрали ее для размещения окололунной орбитальной станции Gateway.

Трудное путешествие CAPSTONE

CAPSTONE был запущен ракетой Electron 28 июня 2022 года. Он стал первым аппаратом, выведенным компанией Rocket Lab в межпланетное пространство. Правда, не обошлось без проблем. Вскоре после отделения от платформы Lunar Photon контакт с аппаратом был потерян. К счастью, его достаточно быстро удалось восстановить.

Аппарат CAPSTONE. Источник: Rocket Lab

В сентябре CAPSTONE столкнулся с куда более серьезной ситуацией. Во время очередной коррекции курса 25-килограммовый аппарат потерял ориентацию и начал бесконтрольно вращаться. Это привело к прерыванию связи с Землей и перебоям в энергообеспечении, из-за которых температура его двигательной установки опустилась ниже безопасного предела. В ходе последующего анализа телеметрии специалистам NASA удалось установить, что причиной проблем стал клапан одного из восьми двигателей малой тяги. В дальнейшем его удалось отключить и восстановить нормальное управление спутником.

13 ноября CAPSTONE выполнил маневр, направивший его на NRHO-орбиту. В последующие дни спутник успешно осуществил финальные коррекции курса, позволившие NASA объявить, что несмотря на все злоключения, он добрался до цели.

Ожидается, что CAPSTONE проработает на NRHO-орбите не менее шести месяцев. Конструкторы станции Gateway с нетерпением ждут собранных им данных.

Стоит отметить, что помимо проверки орбиты, на CAPSTONE возложена еще одна дополнительная задача. Спутник должен будет протестировать автономную навигационную систему, которая позволит определить его положение относительно зонда LRO без помощи наземных станций.