Астрономы сфотографировали новорожденную планету

Команда австралийских астрономов опубликовала несколько изображений, полученных при помощи Очень Большого телескопа ESO (VLT). Они подтверждают наличие формирующейся экзопланеты в звездной системе HD 169142.

Протопланетный диск вокруг звезды HD 169142. Источник: Hammond et al.

HD 169142 расположена на расстоянии 350 световых лет от Земли по направлению к созвездию Тельца. Это совсем молодая звезда. Ее возраст не превышает  7 млн лет. HD 169142 все еще окружена массивным диском, состоящим из газа и пыли. Его внутренняя граница проходит на расстоянии примерно 20 а. е. от звезды, внешняя — на расстоянии 250 а. е.

Еще несколько лет назад радиотелескоп ALMA обнаружил разрыв в диске вокруг HD 169142. Тогда астрономы заподозрили, что он связан с наличием формирующейся экзопланеты. По мере набора массы она постепенно расчищает свою орбиту, вбирая в себя вещество диска, что и привело к формированию разрыва.

В ходе новых наблюдений, в которых был задействован VLT, исследователям удалось подтвердить эту теорию. Проанализировав, сделанные спектрографом SPHERE снимки, ученые обнаружили компактный источник, расположенный на расстоянии 37 а. е. от звезды (для сравнения, орбита Плутона проходит на расстоянии 30 а. е. от Солнца). Он соответствует формирующемуся газовому гиганту.

В дальнейшем исследователи планируют продолжить наблюдения HD 169142. Особенно большие надежды они возлагают на телескоп James Webb. Его способность фиксировать инфракрасное излучение, может позволить увидеть ранее неизвестные подробности процесса образования экзопланеты, а также обнаружить другие, пока еще неоткрытые тела в этой системе.

По материалам https://arxiv.org