Астрономы открыли теплый субнептун

Международная команда исследователей объявила об обнаружении ранее неизвестной экзопланеты. Она обращается вокруг звезды TOI-1695, находящейся на расстоянии 145 световых лет от Солнца.

Инфракрасный спектрометр SPIRou. Источник: CNRS/CNES/University of Toulouse III – Paul Sabatier

TOI-1695 представляет собой красный карлик, чья масса и радиус составляют примерно 54% от массы и радиуса Солнца. В ходе анализа данных, собранных космическим телескопом TESS, исследователям удалось зафиксировать периодические изменения яркости звезды, вызванные транзитами невидимого компаньона с периодом обращения в 3,1 дня. Его радиус был оценен в 1,8 радиуса Земли, а равновесная температура поверхности в 350 °C.

Чтобы подтвердить существование этого тела, астрономы задействовали инфракрасный спектрополяриметр SPIRou, установленный на телескопе Канада-Франция-Гавайи. В ходе последующих наблюдений им удалось подтвердить существование замеченной TESS экзопланеты. Правда, ее радиус оказался больше первоначальных оценок. По данным SPIRou, он в 2 раза превосходит радиус Земли при массе в 5,5 земных. Это дает среднюю плотность в 3,6 г/см³, что заметно меньше, чем у нашей планеты.

Вновь открытый мир был классифицирован как субнептун. К ним относят тела, которые обладают каменными ядрами, окруженными массивными оболочками, состоящими из таких веществ как водород, гелий и водяной пар. В Солнечной системе нет аналогов подобных планет, что объясняет повышенный интерес к ним со стороны астрономов. Изучая их, они пытаются понять, почему при схожей массе каменные суперземли и газовые субнептуны так сильно отличаются друг от друга по своему строению и химическому составу.

Напомним, что недавно астрономы нашли экзопланету на полярной орбите.