Астрономы определили характеристики удаленного газового гиганта

Большинство открытых к настоящему времени экзопланет объединяет то, что они имеют относительно небольшие периоды обращения, измеряющиеся несколькими неделями, днями, а то и часами. И это вполне логично: ведь чем меньше период обращения планеты — тем чаще наблюдаются ее транзиты. В то же время данное обстоятельство является серьезным ограничивающим фактором в деле изучения внесолнечных миров.

Экзопланета в представлении художника. Источник: ESO/M. Kornmesser/Nick Risinger (skysurvey.org)

Поэтому неудивительно, что находящаяся в 1300 световых годах от Солнца экзопланета Kepler-1514b привлекла повышенное внимание астрономов. Она была найдена телескопом Kepler еще в 2010 году. Тогда удалось определить, что это газовый гигант, имеющий период обращения 218 дней (это сопоставимо с орбитальным периодом Венеры). Однако ее точные характеристики так и остались неизвестными.

Чтобы закрыть этот пробел, астрономы воспользовались помощью телескопов Keck I и Keck 2 (обсерватория Мауна Кеа, Гавайи). Измерения показали, что радиус Kepler-1514b на 10% превосходит радиус Юпитера при более чем впятеро большей массе, то есть средняя плотность этого тела составляет 4,8 г/см³, что намного превосходит плотность газовых гигантов Солнечной системы. Но надо понимать, что по достижении определенного предела (примерно 3-5 юпитерианских масс) размер планетоподобного тела практически перестает коррелировать с его массой. В качестве примера можно привести коричневые карлики, которые могут быть в десятки раз тяжелее Юпитера при близком радиусе.

Kepler-1514b также представляет определенный интерес в контексте поиска ее потенциальных спутников (экзолун). Эта задача может быть возложена на телескопы следующего поколения.

По материалам https://arxiv.org