Астрономы нашли экзопланету которая не должна существовать

Команда исследователей из Института астрономии Гавайского университета объявила об обнаружении «невозможной» экзопланеты. Ей удалось пережить превращение своей звезды в газовый гигант.

Поглощение экзопланеты звездой в представлении художника. Источник: International Gemini Observatory/NOIRLab/NSF/AURA/M. Garlick/M. Zamani

Примерно через пять миллиардов лет наше Солнце исчерпает свои запасы водородного топлива, после чего начнет расширяться. В ходе этого процесса оно поглотит Меркурий, Венеру и, с большой долей вероятности, нашу Землю. Но, как показывает недавняя находка американских астрономов, даже такое событие не обязательно является приговором, и некоторые планеты могут пережить стадию расширения своей звезды.

Это открытие было сделано в ходе изучения красного гиганта 8 UMi, также известного как Пэкду. Он расположен на расстоянии 530 световых лет от Земли. Еще в 2015 году астрономы обнаружили, что у звезды есть компаньон — газовый гигант Халла, чья орбита проходит на расстоянии 0,46 а. е. от его поверхности.

Следующим важным ключом к пониманию прошлого этой системы стали данные, полученные телескопом TESS. Они свидетельствуют о том, что сейчас Пэкду находится на стадии горения гелия. Это означает, что в недавнем прошлом звезда прошла через стадию максимального расширения. Расчеты говорят, что в какой-то момент ее радиус достигал 0,7 а. е. Таким образом она должна была поглотить газовый гигант. И, тем не менее, Халла удалось пережить этот катаклизм.

Ученые имеют несколько версий, объясняющих выживание Халла. По одной из них, экзопланета изначально находилась на более удаленной орбите и переместилась на нынешнюю позицию лишь после превращения звезды в красный гигант.

По другой теории, когда-то это была двойная система, компоненты которой затем слились в единую звезду, что не дало им разрастись достаточно сильно, чтобы поглотить планету. Третья возможность является развитием предыдущего сценария. В результате слияния звезд вокруг них образовалось газовое облако, из которого затем сформировалась экзопланета. В этом случае Халла является недавно родившейся планетой второго поколения.

Ранее мы рассказывали о том, что облако Оорта может скрывать захваченную экзопланету