Астронавтов на Марсе убережет от радиации щит из реголита

Через 10—15 лет человечество сможет высадиться на Марсе. Однако, помимо долгого перелета и сложности с посадкой, астронавтов ждет большая опасность на Красной планете — высокое радиационное облучение из-за тонкой атмосферы, которая не защищает от космической радиации. Планетологи нашли способ уберечься от вредного излучения. Они предположили, что углубление под поверхность Красной планеты может обезопасить астронавтов от вредного излучения. Более того, полученный материал после рытья можно использовать для создания среды обитания. Ученые опубликовали свои выводы в Journal of Geophysical Research: Planets, заявив, что их способ поможет избежать серьезных проблем со здоровьем у первых поселенцев на Марсе.

Щит из реголита убережет от радиации первых астронавтов
Щит из реголита убережет от радиации первых астронавтов на Марсе. Фото: Unsplash

Смертельные космические лучи

Когда ученые говорят об излучении, они в первую очередь имеют в виду космические лучи, которые бомбардируют Марс в течение дня. Национальное управление океанических и атмосферных исследований США (NOAA) определяет космические лучи как высокоэнергетические частицы, состоящие практически из всех элементов, открытых на сегодняшний день. Известно, что эти частицы происходят из-за пределов нашей Солнечной системы. Ученые предполагают, что их испускают взрывающиеся звезды.

Воздействие таких частиц может вызвать серьезные проблемы со здоровьем, наиболее распространенными из которых являются рак, катаракта и повреждение центральной нервной системы. А поскольку у Марса чрезвычайно тонкая атмосфера и нет такой магнитосферы, как у Земли, галактические лучи легко достигают поверхности и могут нанести непоправимый вред организму астронавтов.

Щит из реголита

Долгое время утверждалось, что астронавты могут использовать естественные геологические структуры, такие как пещеры или лавовые трубы в качестве убежищ от радиации на Марсе. Новое исследование может помочь снизить радиационные риски при проектировании будущих марсианских жилищ с использованием материала с поверхности в качестве экранирующей защиты.

Эксперты использовали «Симулятор взаимодействия атмосферного излучения» (AtRIS) и данные излучения марсохода Curiosity, чтобы определить способность космических лучей проникать под поверхность Марса. Они обнаружили, что доза радиации достигла пика на уровне около 30 сантиметров от поверхности, и пришли к выводу, что для обеспечения защиты жилища астронавтов потребуется щит из реголита толщиной 10—15 м.

Примечательно, что на Марсе находится самый большой вулкан в Солнечной системе — Олимп, его высота составляет 26 км. Но также на Красной планете находится Равнина Эллада глубиной около 7 км. Однако важно то, что толщина марсианской атмосферы неодинакова в разных областях, а значит, различается и количество космических лучей, достигающих поверхности. Поэтому астронавтам желательно строить свои жилища на низменностях и как можно глубже.

Равнина Эллада
Равнина Эллада (светлая область). Фото: NASA

Напомним, что ранее мы рассказывали 12 интересных фактов о Марсе.