4 кометы, которые можно увидеть прямо сейчас

Согласно распространенным представлениям, вампиры, оборотни и всякая другая нечисть активизируются с приближением полнолуния. С любителями астрономии ситуация прямо противоположная: вблизи даты новолуния, когда Луна практически всю ночь отсутствует на небе и не «портит» своим сиянием темное небо, они уезжают куда-нибудь подальше от больших городов, чтобы посмотреть максимально слабые объекты, доступные их инструментам. Особое место среди таких объектов занимают кометы. Во время февральского суперноволуния с помощью небольших телескопов можно будет увидеть четыре «хвостатых звезды»: две — на вечернем небе, еще две — ближе к рассвету.

Наиболее яркие «хвостатые звезды» февраля: вверху — кометы Цзицзиньшань-1 и Кусиды, внизу — кометы PANSTARRS и Понса-Брукса

«Сестра» кометы Галлея

Самой яркой из них будет, конечно, периодическая комета Понса-Брукса (12P/Pons-Brooks), которая возвращается к Солнцу после 71-летнего «отсутствия». Она относится к тому же семейству Нептуна, что и знаменитая комета Галлея (имеющая период обращения чуть больше 75 лет), но, согласно последним оценкам, ее ядро имеет немного больший размер.

Чтобы увидеть этот объект, владельцам телескопов с апертурой более 10 см даже не нужно ехать за город: комета уже достаточно яркая, чтобы ее можно было заметить даже на засвеченном небе. Ее блеск уже достиг 8-й звездной величины и продолжает расти. Вечером 12 февраля она окажется менее чем в половине градуса от звезды 4-й величины 1 Ящерицы и далее почти месяц будет двигаться по участку неба, где очень мало сравнительно ярких светил. Поэтому поиски 12P/Pons-Brooks без использования системы автоматического наведения потребуют определенного опыта.

Периодическая комета с неопределенным блеском

Комета Кусиды (144P/Kushida) 25 января прошла перигелий своей орбиты и теперь удаляется не только от Земли, но и от Солнца. Как ни странно, ее общий блеск при этом почти не снижается, хотя его оценки довольно сильно отличаются. Чаще всего встречаются значения между 10ᵐ и 10,5ᵐ, хотя некоторые наблюдатели склоняются к цифре 9,5ᵐ, что делает эту «хвостатую звезду» вполне доступной любительским инструментам.

Путь кометы Кусиды по созвездию Тельца в феврале 2024 года. Зеленые линии — условные контуры созвездий (зеленый квадратик — Крабовидная туманность), желтая линия — эклиптика, желтые кружочки — рассеянные звездные скопления. Источник: in-the-sky.org

Сейчас эта комета по вечерам располагается достаточно высоко над горизонтом. На широте Киева в конце астрономических сумерек ее высота составляет около 50°. Движется она по созвездию Тельца неподалеку от его ярчайшей звезды — Альдебарана. После 15 февраля наблюдения будет осложнять Луна, которая окажется неподалеку, а когда она наконец скроется, 144P/Kushida будет уже слишком слабой (хотя, возможно, вариации ее блеска еще преподнесут нам сюрпризы).

Комета «Пурпурной горы»

Еще одна короткопериодическая комета украшает наше небо практически с начала зимы. Перигелий она прошла 25 декабря, а 29 января подошла к Земле на минимальное расстояние с момента открытия в 1965 году, благодаря чему стала достаточно яркой. Все это время ее блеск держался на уровне 8-й величины, но при этом рос видимый размер (угловая площадь комы), поэтому ее поверхностная яркость постепенно уменьшалась, усложняя наблюдения на засвеченном небе.

Внимательные читатели уже поняли, что речь идет о комете Цзыцзиньшань-1 (62P/Tsuchinshan). С 11 января она движется в условных пределах созвездия Девы, а в середине февраля вектор ее орбитальной скорости «наложится» на вектор скорости Земли таким образом, что некоторое время «хвостатая гостья» будет казаться почти неподвижной, описывая небольшую петлю около звезды ρ Девы. В дальнейшем ее блеск будет стабильно падать, а после 17 февраля наблюдениям начнет мешать Луна. Смотреть эту комету лучше примерно в 2 часа ночи, когда она проходит верхнюю кульминацию (на широте Киева она поднимается над горизонтом почти на 50°).

Несчастливая южная комета

С кометой C/2021 S3 (PANSTARRS) нам особенно не везет. Во-первых, она прошла перигелий в очень неудачное время с точки зрения наземных наблюдателей. Если бы она оказалась в ближайшей к Солнцу точке орбиты двумя с половиной месяцами раньше — она бы одновременно пролетела практически на минимально возможном расстоянии от Земли, благодаря чему выглядела бы на три с лишним звездных величины (в 18 раз) более яркой.

Поисковая карта кометы C/2021 S3 (PANSTARRS). Кольца с крестиками — шаровые звездные скопления. Источник: astro.vanbuitenen.nl

Во-вторых, похоже, что общие прогнозы блеска этой кометы были неточными (в астрономии это случается довольно часто). На самом деле она оказалась примерно на две звездных величины слабее, поэтому так и не стала объектом, который могли бы легко увидеть любители с небольшими телескопами. C/2021 S3 пройдет перигелий 14 февраля, но даже тогда ее видимый блеск вряд ли превысит 10-ю звездную величину. В тот день в 5:20 утра — приблизительно в это время в Киеве начнутся утренние астрономические сумерки — она будет находиться в 14° над юго-восточной частью горизонта, двигаясь по созвездию Змееносца. В последующие дни комета начнет ослабевать, хотя условия ее наблюдений несколько улучшатся, а после 20 февраля на предрассветном небе появится почти полная Луна с неблагоприятными последствиями в виде засвеченного неба.

Ранее мы писали о том, как астрономы открывают кометы и определяют их орбиты.