Знаете ли вы? 12 интересных фактов о Солнце

Подборка из 12 фактов о ближайшей к Земле звезде — Солнце.

Солнце в небе
Солнце. Источник: www.un.org

1. Солнце — самая близкая к Земле звезда

Солнце — гигантский плазменный шар, находящийся от нас на расстоянии около 150 млн км, внутри которого происходят термоядерные реакции. Наше светило является типичной звездой класса G и находится в середине своего жизненного цикла. Температура его поверхности составляет 5780 Кельвинов. Поэтому спектр его излучения почти белый. Желтоватый цвет возникает при прохождении его лучей через земную атмосферу.

Распространение светил разного размера во Вселенной не одинаково. Поэтому Солнце на самом деле больше, чем 90 процентов звезд в его окружении. Кроме того, оно выступает эталоном. Именно по нему мы судим о том, как устроены другие подобные объекты.

Солнце – ближайшая к нам звезда
Возможно, другие звезды тоже чьи-то солнца. Источник: www.optics-trade.eu

2. Элемент гелий получил свое название от Солнца

Когда люди впервые попытались определить химический состав нашей звезды по ее спектру, то увидели линии излучения неизвестного элемента. Некоторое время считалось, что он присутствует только там, поэтому его назвали в честь греческого бога Солнца — гелием. Позже это вещество было найдено и на Земле, но название осталось.

Солнце состоит из гелия примерно на четверть. Еще 73 процента составляет водород, остальные — более тяжелые элементы. Именно благодаря термоядерной реакции превращения водорода в гелий наше светило получает энергию.

Гелій — елемент, знайдений на Сонці
Гелий — элемент, названный в честь Солнца. Источник: Worldview.stratfor.com

3. Масса Солнца в 500 раз больше, чем у всех окружающих его планет

Солнце составляет 99,866 процента массы Солнечной системы. Это значит, что оно весит примерно в 500 раз больше, чем все планеты и астероиды вместе взятые. Даже масса Юпитера составляет всего одну тысячную от массы нашего светила.

Что касается Земли, то она примерно в 333 тыс. раз легче Солнца. Внутри него могли бы уместиться 1,3 млн землеподобных планет. При этом плотность нашей звезды примерно на 40 процентов больше, чем у воды.

Солнце гораздо больше за все планеты вместе взятые
Сравнение размеров Солнца и планет. Источник: Википедия

4. У Солнца есть корона

Солнечная корона — это внешняя оболочка нашего светила. Она состоит из протуберанцев и различных плазменных извержений. Обычно эти образования имеют протяженность в сотни тысяч километров, то есть длиннее расстояния от Земли до Луны.

При этом солнечная корона — одна из самых горячих частей светила. В среднем ее температура составляет 1 — 2 млн кельвинов. Однако иногда в ней появляются горячие участки, температура в которых может достигать 20 млн кельвинов. Солнечную корону можно увидеть с Земли, если наблюдать за нашим светилом при полном затемнении Луной.

Солнце гораздо больше всех планет вместе взятых
Солнечная корона. Источник: Spaceplace.nasa.gov

5. На Солнце есть пятна

Слой поверхности Солнца, излучающий видимый свет, называется фотосферой. В ней существуют более холодные участки, кажущиеся темными. Смотреть на наше светило сквозь телескоп нельзя, но если использовать темные фильтры, то большие группы пятен становятся видимыми.

Солнечные пятна — это участки на Солнце, где силовые линии его магнитного поля искажаются и разрываются. Поэтому именно в таких районах возникают мощные выбросы плазмы, которые называются солнечными вспышками. Для изучения этих процессов запущен аппарат Solar Orbiter.

Солнечные пятна
Пятна на Солнце. Источник: NASA/Goddard/SORCE

6. Солнечный ветер может вызвать магнитные бури на Земле

Магнитное поле Солнца постоянно ускоряет заряженные частицы. Они называются солнечным ветром. Обычно его интенсивность слишком слаба для того, чтобы навредить людям на Земле.

Но во время солнечных вспышек выбрасывается большое количество заряженных частиц. Иногда при этом от нашей звезды может даже оторваться большой кусок плазмы. Это явление называется корональным выбросом.

Геомагнитная буря
Солнечный шторм. Источник: Еducalingo.com

Если такие частицы или плазма встречаются с нашей планетой, то взаимодействуют с ее магнитным полем и атмосферой. Возникает магнитная буря, которая может проявляться в виде полярных сияний. Это приводит к нарушению работы электрической и радиоаппаратуры, ухудшению самочувствия людей с хроническими заболеваниями.

7. Активность Солнца меняется с определенным периодом

Вспышки на Солнце происходят хаотично, в том смысле, что никто уверенно не может сказать, когда какое-либо пятно, которое в этот момент находится на поверхности светила, взорвется. Возможно, за этим стоит определенный механизм, который мы пока не понимаем.

Но количество пятен подчиняется определенной периодичности. За 11 лет она последовательно проходит максимум и минимум. Сейчас идет 25-й цикл с начала наблюдений за нашим светилом. Следующий пик его активности придется на 2025 год. Чем именно вызвана такая периодичность и не меняется ли период колебаний с течением времени, ученые не знают.

Солнечная активность за последние 100 лет
Изменение солнечной активности за сто лет. Источник: www.sciencealert.com

8. Полные солнечные затмения когда-нибудь прекратятся

Солнечное затмение — это ситуация, когда Луна оказывается между Землей и Солнцем и закрывает собой светило полностью или частично для определенного участка нашей планеты. Орбита нашего спутника наклонена относительно плоскости эклиптики, потому это происходит не каждые 29 — 30 суток (длительность полного цикла лунных фаз), а от двух до пяти раз в год.

Полным солнечным затмением называется ситуация, когда Луна заслоняет Солнце полностью. Бывают еще частные и кольцевидные затмения. Последние наблюдаются, когда наш естественный спутник находится в дальней части орбиты и его диск становится слишком маленьким.

Приблизительно через 600 млн лет полные солнечные затмения прекратятся. Луна постепенно удалится от нас на расстояние, на котором она все время будет казаться меньше Солнца. Тогда можно будет наблюдать только частные и кольцеобразные затмения.

Солнечное затмение
Кольцевое солнечное затмение. Источник: Locals.md

9. Летом Земля находится дальше от Солнца, чем зимой

Земля движется вокруг Солнца эллиптической орбитой. То есть расстояние от него то увеличивается, то уменьшается в течение года. При этом смена зимы и лета связана не с этим фактом, а с наклоном оси к эклиптике. Если в северном полушарии наступает лето, то в южном — зима, и наоборот.

При этом перигелий — ближайшую к Солнцу точку орбиты — Земля проходит в январе, когда в северном полушарии как раз середина зимы. А афелий — наиболее отдаленную точку — соответственно, летом. В 2022-м это произойдет 4 июля.

Орбита Земли

10. Солнце излучает не только видимый свет

Как и все звезды, Солнце излучает широкий диапазон электромагнитных волн. Из них мы воспринимаем глазами лишь небольшой участок от 380 нм (фиолетовый) до 740 нм (красный). Если двигаться дальше в увеличения длины волн, то можно встретить сначала инфракрасное излучение, а затем радиоволны.

При уменьшении длины волны сначала идет ультрафиолет, большая часть которого отсеивается атмосферой, а меньшая дает нам загар; потом рентгеновские лучи и, наконец, гамма-излучение.

На всех этих частотах Солнце излучает с разной интенсивностью. В некоторых частях спектрального диапазона о нем можно узнать больше, чем в видимом свете. Поэтому значительная часть космических и наземных устройств, наблюдающая за нашей звездой, делает это вне доступных человеческому глазу «цветов».

Спектр излучения Солнца
Электромагнитный спектр. Источник: www.japanistry.com

11. Излучение Солнца растет

Интенсивность излучения нашего светила медленно растет. Когда оно родилось 4,5 млрд лет назад, то было примерно на 25% тусклее, чем сейчас. С тех пор его яркость постепенно растет.

Что произойдет в будущем, неизвестно из-за несовершенства наших знаний о том, как инсоляция взаимосвязана с парниковым эффектом. Вполне возможно, что уже через 1 млрд лет из-за роста светимости Солнца жизнь на Земле станет невозможной. Другие исследования показывают, что это произойдет через 3,5 млрд лет.

12. Солнце станет красным гигантом

В возрасте 10,9 млрд лет водород в ядре Солнца начнет иссякать. Оно раздуется и через несколько сотен миллионов лет превратится в субгигант — оранжевую звезду, радиус которой будет в 2,3 раза больше нынешнего.

Солнце — красный гигант
Солнце на стадии красного гиганта. Источник: https://www.dailymail.co.uk/

В возрасте 12,2 млрд лет во внешних слоях Солнца начнется термоядерная реакция, и оно начнет еще сильнее раздуваться. Наше светило превратится в красный гигант и поглотит внутренние планеты. Закончатся эти преобразования тем, что внешние слои красного гиганта улетят в космос, а внутренние сожмутся и превратятся в белый карлик.