Просто о сложном | Почему кометы нас так поражают

Сейчас в небе можно увидеть достаточно яркую комету Нишимуры. Когда-то это явление могло бы напугать простого обывателя. Но сейчас мы знаем об этих небесных телах достаточно, чтобы ответить на все основные вопросы о них и не бояться.

Комета Нишимуры
Комета Нишимуры. Источник: news.sky.com

1. Почему у комет есть хвосты?

То, что мы обычно видим как комету, на самом деле является ее газовой оболочкой — комой и хвостом. На самом деле она представляет собой ядро из грязного льда. Когда она подлетает к Солнцу, часть летучих веществ испаряется, образуя кому. Вместе с ними в космос выбрасываются и пылевые частицы.

Хвосты комет обычно ориентированы в сторону, противоположную Солнцу. Это означает, что при приближении к светилу они тянутся за ядром, а удаляясь, небесное тело двигается хвостом вперед.

2. Из чего состоят ядра комет?

Ядро кометы представляет собой пористое тело. Преимущественно это лед, в который вморожены частицы космической пыли (силикатов и алюмосиликатов) и где присутствуют значительные полости.

Также в кометах много органических соединений. В основном это метан, циан, моноксид и диоксид углерода (углекислый газ). Однако зонд Rosetta нашел на комете Чурюмова — Герасименко более сложные соединения — ацетон, пропаналь, формальдегид и аминокислоту глицин.

3. Насколько кометы большие?

Сами по себе кометные ядра имеют диаметр от нескольких сотен метров до нескольких километров. Рекордсменом считается комета Бернардинелли — Бернштейна (C/2014 UN271 Bernardinelli — Bernstein). Диаметр ее ядра может превышать 100 км.

Кома и хвост кометы имеют гораздо большие размеры. Рекорд первой принадлежит комете Холмса (17P/Holmes) — во время вспышки в конце 2007 года ее диаметр достиг 2,8 млн км. Самый длинный хвост имела Большая комета 1680 года — 240 млн км.

4. Все ли кометы возвращаются к Солнцу?

Комета Чурюмова — Герасименко совершает полный оборот по своей орбите за 6 лет и 7 месяцев. Другие — например, комета Галлея — приближаются к Солнцу раз в несколько десятилетий.

Комета 2022E3 ZTF, которую хорошо было видно этой зимой, до нынешнего возвращения имела период обращения 50 тыс. лет. По понятным причинам, записей о ее прошлом прилете существовать не может.

5. Может ли комета столкнуться с планетой?

Орбиты комет и планет часто вообще не пересекаются, поскольку первые движутся далеко не только в плоскости эклиптики. Но даже если такое пересечение имеет место, «хвостатой гостье» еще нужно встретиться со своей целью в определенной точке, что крайне маловероятно.

Впрочем, в случае крупных массивных планет иногда такие столкновения происходят даже в течение жизни одного поколения. Самое известное из них — «бомбардировка» Юпитера обломками кометы Шумейкеров — Леви 9 в июле 1994 года.