Близко к Солнцу

3 января 2024 года в 2 часа 38 минут по киевскому времени наша планета пройдет перигелий — ближайшую к Солнцу точку своей орбиты. Расстояние между центрами двух тел составит 147 100 632 км. В прошлом году это произошло 4 января, в позапрошлом — 2 января, а в следующем году это событие снова придется на 4 января. Попробуем разобраться с главными вопросами, связанными с ним.

Во время зимы в Северном полушарии нашей планеты она находится ближе к Солнцу

Почему мы вообще приближаемся к Солнцу и удаляемся от него?

Как установил еще гениальный Иоганн Кеплер, все планеты движутся по эллиптическим орбитам. Эллипс — это один из типов так называемых конических сечений, образующихся при пересечении конуса плоскостью под разными углами. Если эта плоскость перпендикулярна оси конуса, мы получим круг (замкнутую кривую с нулевым эксцентриситетом), если параллельна — разомкнутую параболу с эксцентриситетом, равным единице. Оба эти случая реализуются крайне редко, поскольку в природе почти не бывает ничего «точно равного» целому числу. Орбиты больших планет представляют собой эллипсы, очень близкие к кругу. Самый маленький эксцентриситет имеет Венера (0,0068), самый большой — ее «сосед» Меркурий (0,2056).

Не стоит забывать, что большие планеты своей гравитацией влияют друг на друга, а также на другие тела Солнечной системы. Поэтому их орбитальные элементы постоянно меняются. Это касается и эксцентриситета: теоретически возможно, что в определенный момент у какой-то из планет (включая Землю) он станет равным нулю, но такая ситуация не продлится долго — гравитационные возмущения снова сделают орбиту этой планеты отличной от «идеального круга».

Почему Земля проходит перигелий в различные даты?

Вращение двух тел — более массивного и менее массивного — вокруг общего центра масс. Источник: NASA

Дело в том, что все тела Солнечной системы обращаются не вокруг Солнца, а вокруг общего центра масс, точное положение которого определяется их взаимным расположением. Больше всего на него влияет движение Юпитера — самой тяжелой планеты. В зависимости от того, как прямая «Солнце-Юпитер» ориентирована по отношению к Земле в момент прохождения перигелия, ближе всего к центральному светилу наша планета окажется немного раньше или позже условной средней даты. По той же причине расстояние Земли до солнечного центра в этот момент меняется из года в год в диапазоне примерно от 146 млн 320 тыс. км до 147 млн ​​875 тыс. км.

Почему, хоть в январе Земля и ближе к Солнцу, на улице все равно зима?

Эксцентриситет земной орбиты составляет 0,0167, то есть разница между наименьшим и наибольшим расстоянием от Земли до Солнца составляет всего 3,3%. Поток энергии от нашего светила обратно пропорционален квадрату расстояния до него, то есть в течение года он меняется менее чем на 7%. Это вполне ощутимая величина, но для отдельно взятого региона значительно более важно в этом смысле изменение освещенности, вызванное колебаниями продолжительности светового дня и угла падения солнечных лучей на земную поверхность в полдень (она связана с наклоном плоскости земного экватора к эклиптике). На широте Киева в день зимнего солнцестояния наше светило находится над горизонтом всего 8 часов, а в день летнего солнцестояния — 16 часов, то есть вдвое дольше. Только этот фактор дает удвоение потока энергии, что существенно больше упомянутых 7%. Однако для Марса, обладающего орбитальным эксцентриситетом 0,092, его положение на орбите тоже играет существенную роль в сезонных изменениях. Это приходится учитывать организаторам марсианских миссий.

Как определить момент перигелия?

Хотя ученые и научились определять момент прохождения Землей перигелия с точностью до минут, это не было легкой задачей. Действительно, напрямую измерить расстояние до Солнца мы не можем. Оценить его, измеряя диаметр солнечного диска, тоже не удастся: во-первых, вблизи перигелия и афелия, когда его значения достигают соответственно максимума и минимума, оно меняется очень медленно; во-вторых, наше светило представляет собой огромный раскаленный газовый шар, размеры которого не являются постоянными и зависят от многих факторов (например, от фазы солнечной активности). Наконец, мы до сих пор не имеем угломерных инструментов, которые обеспечили бы нужную точность.

Видимые диаметры солнечного диска при наблюдениях с Земли в афелии (слева) и перигелии, выраженные в угловых минутах и секундах

Помогли астрономам законы Кеплера, согласно которым орбитальная скорость планеты в перигелии должна быть наибольшей, а в афелии — наименьшей. Измерить этот параметр можно, наблюдая спектры звезд, в данный момент расположенных на небесной сфере в том направлении, куда (или откуда) «летит» Земля. Благодаря эффекту Допплера линии в этих спектрах отклоняются от среднего положения: в «синюю» сторону — у звезд, к которым мы «приближаемся», и в «красную» — у тех, от которых удаляемся. Нетрудно понять, что вблизи перигелия такие отклонения будут максимальными. А дальше остается ввести поправки на скорость наблюдателя, связанную с вращением Земли вокруг оси, и на расстояние Солнца от общего центра масс. Лучше всего этот метод «работает» в радиодиапазоне.

Положение планеты, когда на каком-то ее меридиане наступает полдень (1) и после того, как она завершила полный оборот вокруг оси относительно «неподвижных» звезд (2). Поскольку она при этом переместилась в другую точку орбиты, теперь для того, чтобы центральное светило снова кульминировало на том же меридиане, планете нужно повернуться на дополнительный угол (3)

Но существует и еще один интересный способ, которым ученые пользовались до изобретения высокоточной спектроскопии. Дело в том, что продолжительность истинных солнечных суток — промежутка времени между двумя последовательными верхними кульминациями Солнца — тоже меняется в течение года именно потому, что наше светило движется по эклиптике с неодинаковой скоростью. В афелии оно за день проходит по небу меньшее расстояние (поскольку Земля в это время двигается вокруг Солнца медленнее), и нашей планете нужно немного меньше времени, чтобы «вернуться» в то же положение относительно светила, что и в предыдущий день. Наоборот, в перигелии это время достигает максимума. Таким образом, день, когда истинные сутки длятся дольше всего, и будет днем ​​наименьшего гелиоцентрического расстояния.

Всегда ли земной перигелий будет в январе?

Смена сезонов на нашей планете связана с положением в пространстве земной оси, а оно тоже не является постоянным. Благодаря явлению, известному как прецессия, точки весеннего и осеннего равноденствия (а также точки солнцестояний) медленно «ползут» по эклиптике навстречу движению Солнца, и те созвездия, которые мы сейчас считаем «зимними», то есть кульминирующими около полуночи в зимние месяцы, когда-то были «осенними», а через несколько тысяч лет станут «весенними». Положение перигелия Земли тоже меняется, но гораздо медленнее, поэтому с течением времени она будет проходить его все позже, пока его дата не переместится на февраль, март и так далее. Кстати, этот же процесс имеет еще одно примечательное следствие: Полярная звезда не всегда будет «полярной». Но это уже немного другая история…