20 лет наблюдений: обсерватория Chandra создала уникальный таймлапс остатков сверхновой

Рентгеновская обсерватория NASA Chandra наблюдает за космическими объектами на протяжении десятилетий. Этого достаточно, чтобы образовать хронологию, которая отражает движение объектов в глубине космоса. Недавно команда обсерватории выпустила два таймлапс-видео, снятых на протяжении более чем 20 лет. Первое видео изображает Крабовидную туманность (NGC 1952), второе — Кассиопею А (Cas A).

Крабовидная туманность удалена от Земли примерно на 6,5 тыс. световых лет. Она образовалась после взрыва сверхновой, который произошел в 1054 году. С использованием изображений Chandra, снятых в течение 22 лет, можно увидеть кольцеобразные ударные волны, исходящие от сверхплотной нейтронной звезды, быстро вращающейся в ядре туманности. В результате образуются волны в окружающей среде. Эта вращающаяся нейтронная звезда также считается пульсаром — из ее полюсов выстреливают струи материи.

Кассиопея А — еще один остаток сверхновой, расположенный на расстоянии около 11 тыс. световых лет от нас. Ее взрыв наблюдался на Земле около 340 лет назад. На новом снимке Chandra изображена внешняя расширяющаяся область и начальная взрывная волна, которая прокладывает путь в космос. Различные ударные волны движутся в противоположных направлениях, пронизывая материю, что также запечатлено на видео. На создание этого таймлапса у обсерватории ушло более 19 лет.

Хотя в следующем году Chandra должна сделать новые снимки Крабовидной туманности, будущее обсерватории остается неопределенным. С учетом предложенного бюджета NASA на последующие годы, Chandra может быть выключена навсегда из-за сокращения финансирования. Однако пока это лишь предложение. Также, вероятно, возмущение астрономического сообщества относительно будущей судьбы обсерватории изменит ситуацию до принятия окончательного решения.

Ранее мы сообщали о том, как James Webb и Chandra объединили усилия.