Знаете ли вы? 12 интересных фактов о Марсе

Подборка из 12 интересных фактов о самой загадочной планете Солнечной системы.

1. Диаметр Марса равен 6780 км. Он меньше Венеры и Земли, но больше Меркурия. Сила тяжести на поверхности Красной планеты составляет 37% от земной.

2. Продолжительность средних солнечных суток на Марсе (называемых солами) составляет 24 часа 39 минут 35 секунд. Это всего на 2,7% длиннее земных суток. Марсианский год состоит из 668,6 солов.

3. Сейчас у Марса нет глобального магнитного поля. Однако в его коре имеются намагниченные участки, свидетельствующие о том, что в далеком прошлом планета им обладала.

4. Температура на Марсе колеблется от −153°C на полюсах зимой, до +25°C на экваторе летом, в умеренных широтах от −50°C зимней ночью, до 0°C летним днем. Средняя температура Красной планеты составляет −55°C.

5. Марсианские рассветы и закаты представляют собой полную противоположность земным. Из-за рассеянной в атмосфере планеты пыли они окрашены в голубые тона.

Марсианский закат глазами марсохода Spirit. Источник: NASA/JPL/Texas A&M/Cornell

6. Полярные шапки Марса состоят из двух слоев. Нижний представляет смесь водяного льда и пыли — это т.н. постоянная шапка. Наблюдаемые сезонные изменения происходят за счет верхнего слоя, состоящего из твердой углекислоты, известной под названием «сухого льда». Весной с повышением температуры он сублимирует (переходит из твердого состояния в газообразное без плавления), в результате чего видимый размер шапки уменьшается. Зимой углекислый газ начинает вымерзать из атмосферы и шапка снова увеличивается.

7. Атмосфера Марса на 95% состоит из углекислого газа. Она характеризуется заметными сезонными перепадами давления, связанными с испарением и намерзанием полярных шапок. В среднем атмосферное давление у марсианской поверхности в 160 раз меньше, чем у поверхности Земли на уровне моря.

8. Марс — наиболее изученная планета Солнечной системы (конечно, не считая Земли). В настоящее время на его поверхности работают три марсохода (американские Curiosity и Perseverance с сопровождающим его микровертолетом Ingenuity, а также китайский «Чжужун»), стационарная лаборатория InSight (NASA), а на ареоцентрической орбите находятся восемь космических аппаратов (Mars Odyssey, Mars Express, MRO, MAVEN, «Мангальян», TGO, «Аль-Амаль», «Тяньгун»).

9. На Красной планете расположены крупнейшие вулканы Солнечной системы. Они находятся в провинции Фарсида — огромном вулканическом нагорье, общая площадь которого составляет 30 млн км² (это сравнимо с площадью Африки). Масса вулканических отложений Фарсиды настолько велика, что, по расчетам ученых, она могла вызвать сдвиг оси вращения планеты.

Марсианский супервулкан. Источник: ESA

10. Марс обладает ярко выраженной асимметрией. Его южное полушарие и экваториальные регионы представляют собой древнюю, густо усыпанную кратерами поверхность. Северное полушарие в основном занято гигантской низменностью (Великая северная равнина) длиной около 10 600 и шириной 8 500 км. Ее средняя высота на 6 км ниже остальной поверхности. Не исключено, что асимметрия марсианских полушарий вызвана последствиями гигантского столкновения, пережитого планетой на заре эволюции Солнечной системы.

11. Марс обладает одной из крупнейших систем каньонов в Солнечной системе, известной как долина Маринера. Ее длина составляет 4500 км (четверть окружности планеты), ширина — 200 км, глубина — до 11 км. По длине она в 10 раз превышает знаменитый Большой каньон реки Колорадо (США), а также в раз 7 больше его по ширине и во столько же раз — по глубине.

12. Данные космических аппаратов говорят о том, что в далеком прошлом Марс обладал полноценной гидросферой. По его поверхности текли потоки воды, там существовали озера и моря. Но по мере изменения климата практически вся она была потеряна. Остатки марсианской воды сейчас сосредоточены в полярных шапках, а также в подповерхностном слое вечной мерзлоты, толщиной в десятки и сотни метров. По современным оценкам, если растопить этот лед, поверхность Марса покрылась бы слоем воды толщиной в несколько десятков метров.