Зонд Philae обнаружил древний лед на комете Чурюмова-Герасименко

12 ноября 2014 г. европейский аппарат Rosetta сбросил посадочный зонд Philae на поверхность кометы Чурюмова-Герасименко (67P/Churyumov-Gerasimenko). К сожалению, операция прошла не совсем так, как планировалось. Из-за отказавших гарпунов и тормозного двигателя Philae дважды отскочил от кометного ядра, пока, наконец, не опустился в расщелину, находившуюся в тени отвесной скалы. В результате зонд не смог воспользоваться солнечными панелями и перезарядить бортовой аккумулятор, что серьезно ограничило время его научной миссии.

Группа ученых из ESA обратила внимание на то, что данные, собранные приборами Philae в момент второго отскока от кометы, практически не изучались. А ведь тогда зонд провел у ее поверхности почти две минуты, четырежды коснулся валунов, а штанга его магнитометра даже пробила внешний слой ядра, углубившись внутрь него почти на четверть метра. Эта отметина позже была идентифицирована на снимках, сделанных аппаратом Rosetta.

Проанализировав собранные данные, исследователи пришли к выводу, что в момент второго отскока зонду удалось обнажить слой древнего льда, по всей видимости, оставшегося нетронутым с момента образования кометы 4,5 млрд лет тому назад. Анализ показал, что он смешан с темным веществом, богатым органическими молекулами. Соотношение массы этого вещества к массе льда составляет 2,3 к 1.

Также исследователи выяснили, что найденный древний лед обладает очень низкой прочностью — меньше, чем у свежевыпавшего снега. Это позволило оценить степень пористости валунов на поверхности кометного ядра. Она составляет около 75%, что согласуется с оценками для всей кометы Чурюмова-Герасименко. По словам ученых, полученные данные должны помочь при подготовке новых автоматических миссий, целью которых станет посадка на комету и взятие образцов ее вещества.