Главная Новости Телескоп Chandra зарегистрировал слияние двух нейтронных звезд

Телескоп Chandra зарегистрировал слияние двух нейтронных звезд

Астрономия

На протяжении нескольких лет рентгеновский телескоп Chandra осуществлял регулярное фотографирование небольшого участка неба в созвездии Печи. Он был выбран по причине отсутствия в этом направлении затрудняющих наблюдения облаков нейтрального водорода. Суммарное время съемки региона составило 12 недель. В результате в распоряжении ученых оказалось наиболее детальное изображение участка неба в рентгеновском диапазоне. Оно было названо Chandra Deep Field South.

В процессе анализа данных, собранных во время съемки Chandra Deep Field South, астрономы обнаружили рентгеновскую вспышку, произошедшую 22 марта 2015 г. и получившую обозначение XT2. Вспышка наблюдалась на протяжении семи часов. Ее источник располагался в галактике, находящейся на расстоянии 6,6 млрд световых лет от Млечного Пути.

Изучив все имеющиеся данные, астрономы пришли к выводу, что вспышка произошла вследствие слияния двух нейтронных звезд. В результате этого события образовался магнитар. Так называют очень быстро вращающуюся нейтронную звезду, обладающую исключительно мощным магнитным полем, напряженность которого в квадриллион раз превосходит магнитное поле нашей планеты.

По мнению ученых, дальнейшие события развивались следующим образом. Масса образовавшегося в результате слияния магнитара превзошла предел Оппенгеймера-Волкова, устанавливающий верхнюю границу массы нейтронной звезды, при которой она еще не превращается в черную дыру. Все, что удерживало объект от коллапса — его чрезвычайно высокая скорость вращения. Однако далее он постепенно терял энергию, высвобождаемую в форме рентгеновского излучения, при этом его вращение быстро замедлялось. На протяжении первых 30 минут после слияния рентгеновская яркость магнитара оставалась примерно на одном и том же уровне. Затем он начал стремительно тускнеть. За последующие 6,5 часов его яркость уменьшилась в 300 раз, после чего он вовсе перестал наблюдаться, по всей видимости, превратившись в черную дыру.