Обсерватория SPECULOOS сфотографировала туманность Лагуна

Новости астрономии, астрофизики и космологии

В рамках первичного тестирования обсерватория SPECULOOS (Search for habitable Planets EClipsing ULtra-cOOl Stars) сфотографировала туманность M8, более известную под названием «Лагуна». Ее формальным первооткрывателем считается итальянский астроном Джованни Годиерна (Giovanni Hodierna). Впрочем, вряд ли он был первым человеком, наблюдавшим эту туманность: при благоприятных условиях наблюдений ее можно увидеть и невооруженным глазом.

Изображение туманности Лагуна, полученное обсерваторией SPECULOOS. Источник: ESO

«Лагуна» представляет собой крупное газопылевое облако, расположенное на расстоянии примерно 5000 световых лет от Солнца. Этот регион активного звездообразования простирается на 55 световых лет в длину и 20 световых лет в ширину. Видимая площадь туманности на земном небе втрое превышает площадь диска полной Луны.

Мощное излучение молодых звезд туманности воздействует на окружающие их пылевые облака, создавая в них различные причудливые структуры. Также на снимке можно увидеть характерные темные области. Их называют глобулами. Они характеризуются резко очерченными границами и более высокой плотностью вещества. Крупные глобулы имеют массу, достаточную для того, чтобы внутри них начали формироваться новые звезды.

На самом деле обсерватория SPECULOOS не предназначена для съемки туманностей. Ее основная цель — поиск землеподобных планет у звезд со сравнительно низкой температурой поверхности. Но прежде чем новая обсерватория приступит к выполнению основной научной программы, она должна увидеть «первый свет» — получить серию пробных изображений небесных тел в рабочем режиме. Это необходимо для того, чтобы астрономы убедились в соответствии реальных характеристик инструмента его заявленным возможностям. Туманность «Лагуна» была выбрана астрономами в качестве одного из объектов для тестирования SPECULOOS.