Звезда, вращающаяся вокруг черной дыры за самое короткое время

Астрономы открыли звезду, скорость которой 8000 км/с. Она вращается вокруг сверхмассивной черной дыры Стрелец А*. Один оборот вокруг нее новооткрытое светило совершает всего за 4 года.

Звезда, вращающаяся вокруг черной дыры
Звезда, вращающиеся вокруг черной дыры. Источник: Еn.as.com

Самая быстрая звезда Млечного Пути?

Ученые из университетов Кельна и Масарика в Брно сообщили об открытии самой быстрой звезды в нашей Галактике. Она находится в центре Млечного Пути и вращается вокруг сверхмассивной черной дыры Стрелец А*.

Скорость S4716 составляет 8000 км/с. Это примерно 2,7 % скорости света. Она является частью компактного скопления S, состоящего из горячих молодых гигантов, вращающихся вокруг черной дыры, масса которой в 4 млн раз превышает солнечную. Ранее этот объект скрывался от исследования ученых из-за того, что его загораживало одно из самых ярких светил кластера — S2.

Звезда, вращающаяся вокруг Стрелец А*
Новооткрытая звезда. Источник: Рhys.org

На самом деле S4716 не является самой быстрой из известных звезд в плане абсолютной скорости. S62 из того же скопления разгоняется до 6 % скорости света. Однако по короткому периоду ее вращения вокруг центра нашей Галактики ей нет равных.

За сколько S4716 вращается вокруг черной дыры?

В перицентре ближе всего к Стрельцу А* S4716 подходит на расстояние всего в 100 а.е., то есть примерно на 15 млрд км. Но и удаляется она от него не очень далеко. Поэтому ее оборот вокруг гигантской черной дыры занимает всего 4 года.

Для того чтобы увидеть эту замечательную звезду, ученые наблюдали за центром Галактики с помощью пяти мощных телескопов, четыре из которых работали как один. Существование S4716 поразило астрономов прежде всего тем, что при таком малом расстоянии от черной дыры ее орбита стабильна.

По мнению ученых, звезда просто не могла родиться на своей нынешней орбите. Скорее всего, она образовалась в скоплении S дальше от Стрельца А*, но гравитационное взаимодействие с другими его членами вытолкнуло ее ближе к черной дыре.