«Звезда Смерти» обладает океаном

Ученые Юго-Западного научно-исследовательского института (SwRI) обнаружили свидетельства того, что под ледяной поверхностью спутника Сатурна Мимаса может скрываться океан. Об этом говорится в статье, опубликованной в свежем номере журнала Icarus.

«Звезда Смерти» на орбите Сатурна

Мимас занимает двадцатое место в списке крупнейших спутников планет. Это 400-километровое тело примечательно по нескольким причинам. Во-первых, оно является самым маленьким известным нам объектом Солнечной системы, принявшим шарообразную форму под воздействием собственной гравитации.

Мимас. Источник: NASA/JPL-Caltech/Space Science Institute

Во-вторых, Мимас часто сравнивают со «Звездой Смерти». Визуальное сходство связано с наличием на его поверхности характерного 139-километрового ударного кратера Гершель. Как несложно подсчитать, диаметр ударной формации составляет более трети от диаметра самого спутника. Приведший к ее образованию удар чудом не уничтожил ледяную луну.

Подповерхностный океан Мимаса

Еще до недавнего времени Мимас считался геологически мертвым миром. Его изображения демонстрировали покрытую древними кратерами поверхность, совершенно непохожую на абсолютно гладкую Европу. Ученым также не удалось зафиксировать никаких следов водяных выбросов, наподобие тех, что производят гейзеры Энцелада.

Гейзеры Энцелада. Выбросы из трещин в ледяной коре спутника видны благодаря тому, что их из-за горизонта освещает Солнце (в то время как сами трещины уже находятся в тени). Источник: NASA/JPL/SSI

Но, судя по всему, в недрах Мимаса все же скрывается океан. Ученые из SwRI пришли к такому выводу в ходе анализа данных, собранных аппаратом Cassini в 2014 году. Он обнаружил небольшие «раскачивания» Мимаса. Созданная исследователями компьютерная модель показала, что подобное поведение можно объяснить, если в недрах тела имеется прослойка из жидкой воды. Она должна находиться на глубинах 22-32 км под поверхностью Мимаса. Вода не замерзает из-за приливного нагревания, вызванного гравитационным воздействием Сатурна.

По словам исследователей, в случае если их выводы подтвердятся, Мимас представляет собой совершенно новый класс океанических миров, «прячущих» от внешних наблюдателей следы существования в их недрах воды.

Стоит отметить, что уже летом этого года ESA запустит к Юпитеру миссию JUICE. Ее основной целью станет исследование трех крупнейших ледяных лун газового гиганта (Ганимед, Каллисто, Европа) которые, как считается, обладают большими запасами воды. А уже в 2024 году NASA отправит к Юпитеру аппарат Europa Clipper. Его главной задачей является изучение Европы и оценка ее потенциальной обитаемости.

По материалам https://www.swri.org