Зонд Solar Orbiter пролетел через хвост кометы Леонарда

В декабре 2021 года европейский зонд Solar Orbiter совершил пролет через хвост кометы Леонарда (C/2021 A1 Leonard). Эта встреча позволила собрать уникальные данные о его химическом составе и взаимодействии с солнечным ветром и магнитным полем нашего светила.

Космические аппараты, принявшие участие в изучении кометы Леонарда. Источник:
G. Jones & S. Grant (UCL)

Визит кометы Леонарда стал одним из самых ярких астрономических событий конца 2021 года. Наземные наблюдатели сделали ряд эффектных снимков хвостатой гостьи, продемонстрировавших, как по мере приближения к Солнцу увеличивалась ее яркость и менялась форма хвоста. В изучении кометы также приняли участие и космические аппараты, одним из которых оказался зонд Solar Orbiter. По счастливому стечению обстоятельств, в момент визита хвостатой гостьи он находился неподалеку от Земли, лишь недавно завершив ее пролет.

В середине декабря Solar Orbiter пересек хвост кометы Леонарда. В тот момент она находилась на расстоянии 45 млн км от Земли, рядом с Венерой. Но ее хвост протянулся через всю внутреннюю часть Солнечной системы, что позволило европейскому зонду пройти через него.

Сделанные зондом Solar Orbiter снимки кометы Леонарда. Источник: ESA/Solar Orbiter/Metis Team

Ученые воспользовались этой редкой возможность, чтобы собрать побольше информации о комете. Установленные на борту зонда анализатор SWA и сенсор HIS зафиксировали присутствие в ее хвосте ионов кислорода, углерода, молекулярного азота, а также молекул угарного газа и, возможно, воды. Кроме того, Solar Orbiter сделал ряд снимков кометы в видимом и ультрафиолетовом диапазонах.

Это уже второй раз, когда Solar Orbiter пересек кометный хвост. Предыдущий подобный случай произошел в 2020 году. Тогда зонд прошел через хвост распавшейся кометы C/2019 Y4 ATLAS.

Собранные Solar Orbiter данные о составе хвоста кометы Леонарда. Источник: ESA/Solar Orbiter/SWA team

Solar Orbiter предназначен для изучения внутренней части гелиосферы и зарождающегося солнечного ветра, а также наблюдения полярных областей нашего светила, которые не видны с Земли. В марте этого года он впервые приблизится к Солнцу на расстояние 50 млн км, что сопоставимо с орбитой Меркурия. Это позволит собрать уникальные данные и получить беспрецедентные изображения ранее неисследованных регионов звезды.