Зеркало James Webb повредил крупный метеороид

Новая мощная космическая обсерватория NASA James Webb столкнулась с неприятностью — микрометеороид ударил по одному из 18 сегментов главного зеркала и ощутимо повредил его. Столкновение вынудило команду скорректировать искажение, вызванное ударом. Однако NASA уверяет, что телескоп по-прежнему работает на уровне, превышающем все требования миссии.

Не первое столкновение

Что характерно, это не первое столкновение James Webb с метеороидами. Как сообщает NASA, с момента запуска телескоп столкнулся как минимум с четырьмя различными мелкими космическими камнями. Однако по сравнению с последним столкновением, те камешки были гораздо меньше по размерам.

Космический телескоп James Webb. Источник: NASA

Микрометеороид представляет собой небольшой фрагмент астероида, обычно меньше песчинки, размером от 10 мкм до 2 мм. Однако последний был больше, чем то, к чему готовилось агентство. Размер камня не уточняется. NASA признает, что удар, произошедший между 23 и 25 мая, вызвал небольшой, но заметный дефект, и инженеры продолжают анализировать последствия удара.

Конструкция JWST подразумевала столкновения с крошечными космическими частицами за время своего срока службы. Зеркала были покрыты защитным тонким слоем золота, чтобы выдерживать удары крошечного космического мусора с течением времени. Наземные испытания не рассчитывали, что телескоп столкнется с крупными метеороидами. Тем не менее это не стало полной неожиданностью.

Основное зеркало JWST
Основное зеркало JWST проходит испытания на Земле. Изображение: NASA

«Мы знали, что WEBB столкнется с суровой космической средой, которая включает в себя жесткое ультрафиолетовое излучение и заряженные частицы Солнца, космические лучи из экзотических источников в Галактике и случайные удары микрометеороидами», — объясняет технический специалист Пол Гейтнер.

Сложности с James Webb

Космический телескоп James Webb, или JWST, представляет собой мощнейшую обсерваторию нового поколения. Он предназначен для того, чтобы детально рассмотреть самые дальние уголки Вселенной и заглянуть в прошлое звезд и галактик, которые образовались в первые несколько миллионов лет после Большого взрыва. NASA потратила почти 10 млрд долларов на его строительство, а стоили его на протяжении двух десятилетий. В конце 2021 года телескоп наконец был отправлен в космос, где он прошел чрезвычайно сложный процесс развертывания, прежде чем достиг конечного пункта в точке Лагранжа L2.

Инженеры уже отрегулировали поврежденное зеркало, чтобы компенсировать искажение данных. В то же время NASA предупреждает, что полностью нейтрализовать воздействие удара не получилось.

Напомним, что ранее корпус зонда Parker получил пробоину на скорости 644 тысячи км/ч.