Землеподобная экзопланета зажгла полярные сияния на звезде

Международная команда астрономов сообщила об обнаружении следов магнитного поля у каменной экзопланеты YZ Кита b. Она обращается вокруг красного карлика, расположенного на расстоянии 12 световых лет от Солнца.

Роль магнитного поля

Глобальные магнитные поля имеются далеко не у всех каменных планет Солнечной системы. Так ими обладают наша Земля и Меркурий. В то же время, у Венеры нет собственного магнитного поля, а Марс потерял свое несколько миллиардов лет назад.

Визуализация взаимодействия солнечного ветра с земной магнитосферой. Источник: Advanced Visualization Lab, National Center for Supercomputing Applications, University of Illinois at Urbana-Champaign

Многие ученые считают, что наличие у Земли стабильного магнитного поля является одним из ключевых факторов, обеспечивших условия для возникновения и развития на ней жизни. В связи с этим, вопрос о существовании магнитосфер у каменных экзопланет вызывает особый интерес. Особенно важную роль они играют у миров в системах красных карликов. Такие звезды намного активнее Солнца и часто производят очень мощные вспышки. Считается, что без наличия собственной магнитосферы красный карлик довольно быстро «сдует» атмосферу со всех близких к нему экзопланет, что сделает невозможным появление там жизни.

Полярные сияния на красном карлике

В ходе наблюдений системы YZ Кита, выполненных при помощи комплекса радиотелескопов VLA, исследователи обнаружили странные повторяющиеся радиосигналы. В ходе последующего анализа данных они пришли к выводу, что их источником является магнитное поле ближайшей к звезде экзопланеты, которая совершает один оборот вокруг нее за три дня. Ее масса составляет примерно 70% от массы Земли.

Визуализация взаимодействия магнитного поля экзопланеты с красным карликом. Источник: Alice Kitterman/National Science Foundation

По мнению исследователей, зафиксированные ими радиоволны возникают в результате следующего процесса. Магнитосфера экзопланеты отталкивает электрически заряженную плазму обратно к звезде. Затем она взаимодействует с ее магнитным полем, испуская яркие вспышки энергии. По сути, радиоволны, которые наблюдали астрономы, являются полярным сиянием на самой звезде. Если у YZ Кита b есть собственная атмосфера, то на  ней тоже образуются полярные сияния.

В то же время астрономы допускают, что у зафиксированных ими радиоволн может быть и какой-то другой механизм происхождения. Но, они все же считают версию с магнитным полем наиболее вероятным объяснением.

В завершение стоит отметить что YZ Кита вряд ли является обитаемой планетой. Температура на ее поверхности слишком велика, чтобы быть комфортной для жизни. Тем не менее факт наличия у столь небольшого и близко расположенного к звезде мира собственной магнитосферы, является хорошим знаком для астрономов, занимающихся поисками жизни в системах красных карликов.