Как программа Artemis поможет ученым лучше понять Луну

Возвращение людей на Луну, которое должно состояться в рамках программы Artemis, должно активизировать научные исследования ближайшего к нам небесного тела. Ученые рассчитывают на возможность разгадать загадку Позднего Трудного Бомбардирования и найти залежи водяного льда.

Ученые рассчитывают, что астронавты помогут им изучать Луну
Присутствие людей поможет лучше понять Луну. Источник: space.com

Возвращение людей на Луну

Программа Artemis, которая должна начаться беспилотным запуском ракеты SLS 29 августа преследует конечную цель возвращения людей на Луну после более чем 50-летнего отсутствия. Орбиты ближайшего к нам небесного тела люди должны быть достигнуты уже в 2024 году. А в 2025-26 состоится посадка у южного полюса на одной из площадок, определенных недавно.

Ученые считают, что возвращение людей на Луну сильно активизирует его исследование. В рамках программы Artemis предусмотрен запуск большого числа автоматических миссий (CLPS), который должен пройти в течение 2022-2025 годов.

Но ни один робот не может сравниться с человеком в сфере полевых исследований. Астронавт в скафандре может очень оперативно замечать новые интересные детали и сразу же проверять, что они собой представляют.

Лунная геология

Самой главной отраслью, которую планируется оживить благодаря присутствию на Луне людей, является изучение Лунных пород. Особенно учёных интересует район Моря Дождей. Этот большой бассейн в северном полушарии Луны очевидно имеет ударное происхождение.

Вулканический купол Груйтуйзен
Вулканический купол Груйтуйзен на Луне. Источник: NASA/GSFC/Arizona State University

Считается, что он и другие подобные детали рельефа образовался между 4,2 и 3,9 млрд лет назад во время так называемого позднего тяжелого бомбардировки. Тогда внутренние планеты получили многочисленные удары комет и астероидов. Правда, современные исследования ставят это под сомнение. Ученые хотят его проверить на месте.

Один из самых интересных автоматических зондов, который прилетит на Луну в рамках CLPS, также будет изучать горные породы. Речь идет о миссии Lunar-VISE, которая совершит посадку на вулканический купол Груйтуйзен между Морем Дождей и Океаном Бур и исследовает, насколько кислыми породами он сложен.

Лед на Луне

Ученые также рассчитывают, что программа Artemis наконец-то позволит оценить, сколько же воды есть на Луне. С этой целью на его поверхность уже к концу 2023 попадут спектрографы, которые определят ее присутствие в почве. Причем сначала будут исследованы низкие широты, а потом — приполярные.

Налицо льды на полюсах Луны ученые не сомневаются. Но результаты исследований, проведенных в 21 веке, свидетельствуют, что вода в виде молекул может присутствовать и там, где поверхность сильно нагревается под влиянием солнечных лучей. Вполне возможно, что вода на Луне действительно везде.

По материалам: www.space.com