Взрыв звезды породил мощнейшие гамма-лучи во Вселенной

Небольшая, но очень плотная звезда, пожирающая своего умирающего соседа, взорвалась мощнейшей вспышкой, породившей гамма-лучи из самых высоких энергий. Такую мощность при взрыве звезды никогда ранее не наблюдали во Вселенной. Новая система, получившая название RS Змееносца, породила гамма-лучи чрезвычайно высокой энергии во время своего последнего термоядерного взрыва, который наблюдали астрономы в Институте физики Макса Планка в Мюнхене в августе 2021 года.

RS Змееносца
Представление художника о двойной звездной системе RS Змееносца, состоящей из белого карлика (на заднем плане) и красного гиганта, вращающихся вокруг друг друга. Материал красного гиганта постоянно аккрецируется звездой-компаньоном. Авторы и права: DESY/HESS, Лаборатория научной коммуникации

Расположенная в 5 тысячах световых годах от Земли двойная система RS Змееносца состоит из красного гиганта и белого карлика. Плотный белый карлик поглощает газообразный водород, выделяемый красным гигантом. В конечном итоге «младший сосед» поглощает столько материала, что от перегрева мощно взрывается, что называется повторной новой. Это происходит циклически в рекуррентных системах. У RS Змееносца цикл длится примерно 15 лет.

RS Змееносца
Материал, выброшенный с поверхности белого карлика, генерирует ударные волны, которые быстро расширяются, образуя форму песочных часов. Частицы ускоряются на ударных фронтах, которые сталкиваются с плотным ветром звезды красного гиганта, производя фотоны гамма-излучения очень высокой энергии. Авторы и права: DESY/HESS, Лаборатория научной коммуникации

Группа астрономов наблюдала за самой последней повторной новой RS Змееносца с помощью двух черенковских телескопов MAGIC на Канарских островах. Они зафиксировали наличие высокоэнергетического гамма-излучения в 250 гигаэлектронвольт (ГэВ) — это самые высокие энергии, когда-либо зарегистрированные у повторяющихся новых. Взрыв вызвал ударные волны, которые разогнали частицы почти до скорости света.

«Подобные мощные вспышки, вероятно, являются источником загадочных космических лучей», — говорит Дэвид Грин, ученый из Института физики Макса Планка.

Астрономы будут продолжать искать подобные «агрессивные» системы по всей галактике Млечный Путь, чтобы дополнительно изучить взаимодействие внутри них. Наблюдения команды были опубликованы в журнале Nature Astronomy.

Напомним, что ранее в глубоком космосе был зафиксирован гигантский взрыв загадочной природы.