Выброс на Солнце превратил Меркурий в подобие кометы

Гигантская плазменная волна от Солнца врезалась в Меркурий. Удар оказался такой силы, что солнечный выброс сдул пыль с освещенной поверхности планеты. Мощное извержение, известное как выброс корональной массы, наблюдалось с обратной стороны Солнца вечером 11 апреля. Спустя сутки буря обрушилась на ближайшую планету к нашему светилу. Ее столкновение с Меркурием даже породило небольшой пылевой хвост у планеты, подобно комете, сообщает SpaceWeather.

Выброс корональной массы
Иллюстрация солнечного выброса корональной массы у Меркурия (масштаб не сохранен)

Борьба с солнечной плазмой

Плазменная волна исходила от солнечных пятен — областей на Солнце, где мощные магнитные поля, создаваемые потоком электрических зарядов, завязываются перед тем, как внезапно вырваться в космическое пространство. Энергия этого процесса высвобождается как всплески излучения, называемые солнечными вспышками в виде волн плазмы.

На планетах с сильными магнитными полями, таких как Земля, поток плазмы от Солнца поглощается и вызывает мощные геомагнитные бури. Во время этих бурь магнитное поле Земли слегка сжимается волнами высокоэнергетических частиц, которые просачиваются вдоль силовых линий магнитного поля вблизи полюсов и возбуждают молекулы в атмосфере, высвобождая энергию в виде красивых полярных сияний. При очень мощных всплесках поток заряженных частиц может индуцировать магнитные поля, достаточно мощные, чтобы вывести из строя спутники на околоземной орбите.

«Подарок» Солнца в виде временной атмосферы

Однако, в отличие от Земли, магнитное поле Меркурия слабое, а сама планета лишена атмосферы — Солнце не дало ей возможности образоваться. Таким образом, голая планета беззащитна перед солнечными выбросами. Мощный солнечный ветер, состоящий из легких элементов вроде водорода, гелия, углерода, азота и неона, не только выдувает с поверхности пыль, но даже создает временную тонкую атмосферу, окутывающую всю планету.

Меркурий
Транзит Меркурия на фоне Солнца. Фото: NASA/SDO/HMI/AIA

Ранее ученые не были уверены, достаточно ли сильно магнитное поле Меркурия, чтобы вызывать геомагнитные бури. Однако исследования, опубликованные в двух статьях в журналах Nature Communications и Science China Technological Sciences, доказали, что магнитное поле способно формировать на планете подобие слабых северных сияний именно в момент, когда у планеты формируется временная тонкая атмосфера.

Ранее мы рассказывали, как космическая радиация и галактические лучи «сводят с ума» электронику.