В водяных карманах льда Европы может скрываться жизнь

Лед спутника Юпитера Европы может не быть сплошным. В нем должны существовать водяные карманы, а в них — жизнь, как это происходит в антарктических и гренландских ледниках на Земле.

Водяные карманы под двойными хребтами Европы
Водяные карманы под двойными хребтами Европы. Источник: Justice Blaine Wainwright

Внутри ледников бывают водяные карманы

Ученые обратили внимание на схожесть двойных хребтов Гренландии с аналогичными структурами на спутнике Юпитера Европе. В обоих случаях речь о том, что раньше эти образования были глубокими трещинами, которые закрылись и затянулись. Однако последние данные свидетельствуют, что в глубине под ними могут храниться пустоты с жидкой водой.

С 2015 по 2017 год ученые NASA исследовали образование двойных хребтов в Гренландии. Радарные изображения свидетельствуют, что лед вблизи подобных образований никогда не бывает сплошным. В нем есть водяные карманы. И, как показывает исследование, там может существовать жизнь хотя бы на уровне одноклеточных организмов.

Свои выводы ученые изложили в статье, опубликованной в Nature Communications. В ней отмечается, что в Европе пока удалось наблюдать только раскрытие и закрытие трещин, в результате чего образовались двойные хребты на льду. А вот проникнуть радаром через лед этого спутника пока не удалось. Но ученые уверены, что он также не может быть сплошным.

Почему ученые ищут жизнь во льду Европы

Возможность существования водяных полостей в Европе сильно интригует ученых. Из-за наличия океана подо льдом этот спутник считается главным кандидатом на поиск внеземной жизни в Солнечной системе. Также там могут существовать подводные вулканы. Но толстый слой льда изолирует океан Европы от столь необходимых для жизни солнечного света и органических веществ.

Последние активно падают на поверхность Европы из других спутников. Также у ее поверхности много кислорода, попадающего из радиационных поясов Юпитера. Ученые много размышляют над тем, как все эти вещества могут попасть к живым существам. Недавно, например, была выдвинута идея, что в качестве транспорта могут выступать рассолы, которые попадают в ледяную кору из-за особых форм рельефа — хаосов.

Новая идея не исключает эту концепцию, а дополняет ее. Изучение ледников на Земле показывает, что они значительно сложнее, чем гигантская глыба льда. Внутри образуются и исчезают полости и движется вода. Вполне возможно, что в Европе происходит то же самое, но в гораздо больших масштабах.