Весеннее соединение ярких планет

Многие наши читатели, привыкшие ясными вечерами смотреть на звездное небо, уже успели заметить пару ярких звезд, появляющихся над западной частью горизонта сразу после наступления сумерек. Кое-кто уже даже успел выяснить, что это на самом деле не звезды, а Венера и Юпитер — ярчайшая и крупнейшая планеты Солнечной системы. Минимальное видимое расстояние между ними ожидается 2 марта, хотя в пространстве их будет разделять свыше 4,411 а.е. (660 млн км).

Из всех звездоподобных небесных тел — то есть таких, которые не имеют видимого невооруженным глазом диска — Венера, несомненно, самая яркая. Ее блеск всегда лежит в диапазоне отрицательных звездных величин, а именно от -3,9ᵐ до -4,7ᵐ. Второе место занимает Юпитер (от -1,6ᵐ до -2,7ᵐ). Иногда его слегка превосходит по блеску Марс, но это происходит только во время великих противостояний, случающихся каждые 15-17 лет. Поэтому, если вы видите в небе достаточно высоко над горизонтом очень яркое «точечное» светило, медленно движущееся со скоростью «стандартного» суточного вращения небесной сферы, это почти наверняка Венера или Юпитер. И ясно, что их тесное сближение также является довольно редким и живописным зрелищем. 13 августа 1990 года эти планеты подошли друг к другу настолько близко, что расстояние между ними было всего две угловых минуты. Без помощи хотя бы небольших оптических инструментов их было даже трудно увидеть как два разных объекта.

Тесное соединение Венеры с Юпитером. Источник: Lorenzo Di Cola / NurPhoto

Наиболее тесное сближение небесных тел состоится 2 марта 2023 года примерно в 6 часов по всемирному времени или в 8 часов утра по киевскому времени. Тогда их будет видно чуть меньше чем в половине градуса друг от друга. Конечно, в тот момент их будет невозможно увидеть с территории Украины, поскольку они окажутся низко над горизонтом, в то время как Солнце уже успеет подняться на 10-15° (в зависимости от места наблюдения). Планеты подойдут к верхней кульминации около двух часов дня, когда они «разойдутся» на расстояние 35′. При условии чистого неба их можно попытаться найти в небольшой телескоп или бинокль. Тем не менее, это потребует некоторого опыта наблюдений или инструментов, установленных на штативе с возможностью наведения по координатам. К началу сумерек, когда Венера и Юпитер будут четко видны на потемневшем небе, это расстояние увеличится до 40’.

На самом деле соединение двух самых ярких планет — не слишком редкое событие: они встречаются в среднем каждые два года. Но их сближение 22 ноября 2065 года станет особенным. В этот день Венера с точки зрения наземных наблюдателей частично вступит на диск Юпитера. К сожалению, это явление произойдет всего в 8° от Солнца, и его будет очень сложно увидеть. Наилучшие условия для его наблюдений сложатся в Западном полушарии.