В метеорите обнаружили новые минералы, ранее не встречавшиеся в природе

Внутри упавшего на Землю в Сомали огромного метеорита обнаружены минералы, которых раньше не встречали в природе. Два из них были проанализированы и получили названия. Возможный третий рассматривается Международной минералогической ассоциацией. Это открытие может дать ученым некоторые важные подсказки относительно формирования астероидов и метеоритов.

Фрагмент метеорита Эль-Али
Фрагмент метеорита Эль-Али содержит два минерала, ранее не встречавшихся на Земле. Авторство: Университет Альберты

Первые два открытых минерала назвали элаитом и элькинстантонитом. Об их открытии объявил планетарный геолог Крис Герд из Университета Альберты в Канаде.

Метеорит был найден в богатой известняком долине в Сомали вблизи города Эль-Али. Сначала космический камень считали обычным валуном весом 15,2 тонны. Как позже оказалось — это метеорит, причем девятый по величине, когда-либо обнаружившийся на земной поверхности.

Nightfall

Точная дата падения на Землю этого астероида не зафиксирована. Но камень местные называют «Сумерки» (Nightfall), а также он упоминается в фольклоре, песнях и танцах по крайней мере 5–7 поколений. Все это время сомалийцы использовали его как наковальню для заточки ножей.

Фрагмент метеорита Эль-Али в масштабе
Фрагмент метеорита Эль-Али в масштабе. Авторство: Университет Альберты

В 2019 году при поисках опала старатели были заинтригованы странным камнем с ямками, что указывало на его неземную природу. Они отобрали несколько образцов и отправили их геологам Университета Альберты. В сотрудничестве с исследователями Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и Калифорнийского технологического института Крис Герд вскоре определил, что Nightfall был железным метеоритом, и официально назвал его Эль-Али в честь соседнего города.

Уникальный химический состав

Чтобы классифицировать метеорит, команде планетарных геологов нужно было изучить химический состав, и здесь все изменилось. Оказалось, что его содержание имело очень необычную текстуру и состав, который никогда ранее не встречался в природе. Поэтому Герд заручился помощью минералога Альбертского университета Эндрю Локока, участвовавшего в описании других новых минералов.

Два изученных минерала имели железо-фосфорно-кислородный состав. Минерал элалиит назвали в честь самого астероида Эль-Али. Элкинстантонит был назван в честь ученого-планетолога Линди Элкинс-Тантон из Университета штата Аризона. Третий потенциальный новый минерал все еще проходит процесс идентификации и классификации.

Исчезновение метеорита

Что касается самого астероида, то его изъяли из места, где он лежал поколениями, и доставили в сомалийскую столицу — Могадишо. Там его взвесили, а затем он был конфискован сомалийским правительством. Что с ним произошло после этого, неясно. По словам Герда, камень был продан и перевезен в Китай, где он может оказаться в руках торговцев метеоритами, которые разрежут его и продадут по частям.

Ранее мы сообщали о том, как австралиец несколько лет пытался распылить метеорит, считая, что это — золото.

По материалам Space Exploration Symposium 2022 и SciTechDaily