В Луну мог врезаться межзвездный объект

Частота появления объектов из-за пределов Солнечной системы и количество ударных кратеров на поверхности Луны подтолкнули ученых к мысли, что по крайней мере один из этих кратеров должен был оставить «межзвездный гость». Но установить это могут только астронавты на поверхности нашего спутника.

Межзвездный объект комета Борисова
Межзвездный объект мог врезаться в Луну. Источник: M. Kormesser/ESO

«Космические гости» на поверхности Луны

По крайней мере, один из кратеров на поверхности Луны мог образоваться в результате столкновения с ним тела, не принадлежавшего к Солнечной системе. К такому мнению пришли ученые из Йельского университета. Как минимум дважды за последние годы люди наблюдали объекты, которые прилетели к нам из далекого космоса. Это позволяет осуществить определенные подсчеты, насколько часто случаются подобные события.

В свою очередь Луна покрыта огромным количеством кратеров, сохранившихся со времен образования Солнечной системы. Поэтому, по подсчетам ученых, по крайней мере один из них мог образоваться после того, как в него врезался межзвездный объект. Правда, определить, какой именно, очень тяжело.

Объекты, межзвездная природа которых уже доказана, достаточно непохожи друг на друга. Комета Борисова очень напоминает своих местных «сестер», и только необычное содержание угарного газа подтверждает ее «нездешнюю» природу.

С астероидом Оумуамуа все сложнее. Известно, что при сближении с Солнцем с его поверхности начало что-то улетучиваться, в результате чего он ускорился. Но как должен выглядеть химический состав, который это явление мог бы объяснить, никто не знает.

Как найти на Луне межзвездный объект?

Человечество имеет подробные карты Луны, где виден практически каждый кратер, который мог бы быть оставлен телом из-за пределов Солнечной системы. Но для того, чтобы в этом убедиться, нужно найти следы каких-то необычных веществ. А спутниковая спектроскопия вряд ли сможет справиться с этой задачей.

По крайней мере, на поверхности Луны не нашли никаких типичных для комет и астероидов веществ типа метана. Но исследователи подозревают, что с поверхности того же Оумуамуа могли испаряться более экзотические изоцианаты. И поиск этих веществ на поверхности нашего спутника мог бы дать интересные результаты.

Однако сделать это качественно могут только астронавты прямо на поверхности Луны. Большие надежды ученые возлагают на реализацию программы Artemis. Правда, в ее рамках будут изучать преимущественно кратеры на южном полюсе, но в конце концов очередь дойдет и до остальных участков.

Космическое кольцо: астрономы сфотографировали гиперсветящуюся галактику