Удобное противостояние «первой музы»

Некоторые астероиды Главного пояса имеют сравнительно короткие орбиты с большим эксцентриситетом. Благодаря этому они иногда подходят достаточно близко к Солнцу, а во время противостояний могут проходить не очень далеко от Земли. Именно такой является Мельпомена (18 Melpomene), оппозиция которой ожидается 5 ноября. В ходе нее условия видимости этого астероида будут одними из наилучших с начала столетия.

Первые астероиды было принято называть именами богинь из древнегреческой и древнеримской мифологий (до богов мужского пола очередь дошла позже), но довольно быстро появились «нарушители», которые начали давать открытым им телам названия в честь других мифических персонажей — наяд, сирен, титанид… В 1852 году британский астроном Джон Расселл Хинд решил назвать пятый найденный им астероид, вскоре получивший номер 18, в честь Мельпомены — музы, которая, согласно представлениям древних греков, вдохновляла творцов на создание трагедий.

Орбиты внутренних планет Солнечной системы и астероида Мельпомена. Положения объектов показаны по состоянию на 5 ноября 2023 года (орбита Мельпомены — внешний эллипс, черточкой на нем отмечена точка перигелия). Источник: StarryNight

На тот момент Мельпомена считалась весьма необычным объектом. Она могла подходить к Солнцу ближе всех уже открытых астероидов: ее расстояние до него в перигелии составляло всего 1,794 а.е. (268 млн км). При наклоне орбитальной плоскости к эклиптике чуть более 10° это означало, что к Земле это тело может приближаться на расстояние примерно 0,81 а.е. (121 млн км). Правда, для этого ему нужно оказаться в противостоянии в довольно узкий промежуток времени — в первые несколько дней октября. Именно так и произошло осенью 2002 года. Тогда астероид был виден как звездочка 7,8ᵐ, двигавшаяся по западной части созвездия Кита. В наших широтах условия для его наблюдений были не самыми лучшими.

В нынешнем году Мельпомена прошла от нас заметно дальше — 30 октября ее отделяло от Земли 0,8588 а.е. (128 млн км). Но при этом она находилась на небесной сфере в значительно лучшем положении с точки зрения украинских наблюдателей: ее склонение составляло чуть меньше -3°. С тех пор астероид, двигаясь на фоне звезд ретроградно, незначительно сместился в южном направлении, так что в дальнейшем увидеть его окажется совсем несложно. На широте Киева в верхней кульминации Мельпомена будет подниматься на 36° над горизонтом, ее видимый блеск превысит 8-ю звездную величину.

Возможный вид Мельпомены с разных сторон. Компьютерное моделирование производилось на базе результатов радиолокации и съемки космическим телескопом Hubble. Источник: wikipedia.org

Информации об этом астероиде у нас пока немного. По данным радиолокации его средний размер оценивается в 160 км. Поверхность Мельпомены достаточно светлая (альбедо выше 0,22), что позволяет отнести ее к классу S — к нему принадлежит более 17% объектов Главного пояса, то есть это вторая по распространенности разновидность «небесных камней». Астероид совершает оборот вокруг своей оси за 11 часов 34 минуты. Некоторое время существовали подозрения, будто у него есть небольшой спутник, но подтвердить их до сих пор не удалось.

Год на Мельпомене длится почти 3,5 земных года. Промежуток времени между ее последовательными противостояниями (синодический период) составляет в среднем 511 суток. Несложно посчитать, что каждые 7 лет Земля и астероид оказываются почти в том же положении относительно Солнца. А значит, следующее «великое противостояние» Мельпомены состоится в ноябре 2030-го. Правда, тогда она окажется от нас немного дальше — минимальное расстояние до нее составит 0,896 а.е.

На этом сайте можно найти удобную поисковую карту для наблюдений Мельпомены на ближайший месяц.

Тем временем космический аппарат Lucy исследовал с близкого расстояния первый астероид на своем пути.