12 интересных фактов об астероидах

В 2016 году Генеральная ассамблея ООН провозгласила 30 июня Днем астероида. Дата была выбрана неслучайно. 30 июня 1908 года над Сибирью произошел взрыв небесного тела, за которым закрепилось название Тунгусский метеорит. Это крупнейшее подобное событие, задокументированное человечеством. Если бы взрыв Тунгусского метеорита произошел над крупным городом, число жертв могло бы измеряться многими тысячами. Одна из ключевых целей Дня астероида как раз и заключается в информировании публики об опасности подобных событий и поиске методов их предотвращения.

По случаю Дня астероида мы сделали подборку из 12 интересных фактов об этих небесных телах.

Первый объект пояса астероидов был открыт в первую ночь XIX века

Первый объект, расположенный между орбитами Марса и Юпитера, был обнаружен итальянским астрономом Джузеппе Пьяцци вечером 1 января 1801 года. Он получил название Церера — в честь римской богини земледелия.

Церера. Источник: NASA/JPL-Caltech/UCLA/MPS/DLR/IDA

До середины XIX века астероиды считались планетами

В течение нескольких лет после открытия Цереры астрономы обнаружили еще три объекта между Марсом и Юпитером. Они получили название Паллада, Юнона и  Веста. Вопрос классификации, вновь найденных небесных тел, долгое время оставался предметом дебатов. Поскольку даже в крупнейшие телескопы эти объекты все равно выглядели как звезды, Уильям Гершель предложил для их обозначения термин астероиды (т. е. звездоподобные).

Астероид Веста. Источник: NASA/JPL-Caltech/UCAL/MPS/DLR/IDA

Но все же большинство астрономов той эпохи рассматривали Цереру, Палладу, Юнону и Весту как планеты. Ситуация изменилась лишь в середине XIX веке после открытия новых небесных тел между орбитами Марса и Юпитера. Стало понятно, что они образуют целый пояс. После этого за ними окончательно закрепился термин — астероиды. Интересно, что в 2006 году Международный астрономический союз вновь «повысил» Цереру, переклассифицировав ее в карликовую планету.

Большая часть астероидов сосредоточена в поясе, между орбитами Марса и Юпитера

На сегодняшний день астрономы открыли свыше миллиона астероидов. Орбиты большинства из них лежат в промежутке между Марсом и Юпитером. Для обозначения этого региона используется термин — Главный пояс астероидов.

Схема Главного пояса астероидов, а также троянских астероидов Юпитера. Источник: ESA/Hubble, M. Kornmesser

В то же время, ареал астероидов не ограничен лишь Главным поясом. Их можно найти и внутри орбиты Венеры, точках Лагранжа Юпитера и за орбитой Сатурна.

В поясе астероидов никогда не было планеты

Согласно довольно распространенному заблуждению, астероиды в Главном поясе — это обломки погибшей планеты. Но это не так. Дело в том, что масса всех астероидов, по космическим меркам, откровенно невелика и составляет всего 4% от массы Луны. Сейчас считается, что это своеобразный строительный мусор, оставшийся со времен формирования Солнечной системы. Из-за гравитационного воздействия со стороны Юпитера, астероиды так и не смогли стать частью какой-либо планеты.

Пояс астероидов в представлении художника. Источник: Maciej Frolow

Существует несколько типов астероидов

В зависимости от своего химического состава и альбедо, все астероиды делятся на множество различных классов. В наиболее упрощенном виде, можно выделить три основные разновидности астероидов: углеродные (они обладают очень темной поверхностью), кремниевые (каменные) и металлические. На первые две категории приходится примерно 75% и 17% от общего числа всех известных астероидов.

Астероид убил динозавров

В истории Земли насчитывается несколько массовых вымираний. Последнее из них случилось 66 млн лет назад и привело к исчезновению динозавров. Согласно общепринятому, в научной среде мнению, оно произошло из-за последствий падения 10-километрового астероида на полуостров Юкатан. Удар оставил после себя 180-километровый кратер. На то что убивший динозавров объект был именно астероидом, а не кометой, указывает химический анализ найденных осадочных отложений.

Динозавры
После столкновения, с уничтожившим динозавров астероидом, вся планета погрузилась во тьму на долгие 650-700 дней, это убило до 75% живых существ.

Космический аппарат впервые пересек пояс астероидов в 1972 году

Первым зондом, пересекшим Главным пояс астероидов, стал Pioneer 10 в 1972 году. Он опроверг теорию, согласно которой пояс заполнен пылью, способной повредить космическую технику. С тех пор этот регион благополучно преодолели еще восемь земных посланцев, а аппарат Dawn совершил настоящий вояж.  Вначале он вышел на постоянную орбиту вокруг астероида Веста, а затем осуществил перелет к Церере.

Pioneer 10 в представлении художника. Источник: NASA

Некоторые астероиды могут вести себя как кометы

Некоторые из объектов Главного пояса иногда проявляют кометную активность и обзаводятся хвостами. По мнению ученых, это может быть связано с тем, что в их состав входит водяной лед. Также не исключено, что некоторые из таких тел представляют собой «выродившиеся» кометы — кометы, почти полностью потерявшие запас летучих веществ и теперь мало чем отличающиеся от обычных астероидов.

Сфотографированный телескопом Hubble хвост астероида P/2013 P5. Источник: NASA, ESA, and D. Jewitt

У многих астероидов есть спутники

По оценкам астрономов, примерно 2% астероидов обладают собственными спутниками. Большинство из них представляют собой обломки, выбитые в ходе столкновений. Не исключено, что при некоторых обстоятельства астероиды также могут захватывать другие тела.

Астероид Ида и его спутник Дактиль (фото зонда Galileo). Источник: NASA

У астероидов бывают кольца

Помимо спутников, у астероидов также бывают кольца. На сегодняшний день астрономам известны как минимум два таких тела (Хирон и Харикло), обладающих собственными кольцевыми системами. Считается, что они образовались из выбитых во время столкновений обломков или же при разрушении их спутников.

Астероид Харикло в представлении художника. Источник: ESO/L. Calçada/Nick Risinger

Космические аппараты доставили на Землю образцы астероидного вещества

На сегодняшний день двум космическим аппаратам удалось доставить на Землю образцы астероидного вещества. Речь о японских миссиях «Хаябуса-1» (2010 год) и «Хаябуса-2» (2020 год). В 2023 году ученые должны получить третью пробу астероидного вещества, собранную американским зондом OSIRIS-REx.

Образцы астероидного вещества внутри капсулы «Хаябуса-2». Источник: JAXA

Астероиды содержат ресурсы на триллионы долларов

Многие астероиды содержат множество весьма ценных  ресурсов, включая драгоценные и редкоземельные металлы. В качестве примера, можно привести металлический астероид Психея. По оценкам ученых, он содержит в 100 тысяч раз больше железо-никелевой руды, чем находится во всей земной коре. В связи с этим было разработано несколько проектов по промышленному освоению астероидов. Вполне возможно, что удешевление стоимости космических полетов со временем сделает возможным их практическую реализацию.

Промышленное освоение астероидов в представлении художника. Источник: Deep Space Industries