Убивший динозавров астероид уничтожил жизнь на Земле за два года

Столкновение с Землей 12-километрового астероида около 66 млн лет назад повлекло за собой вымирание динозавров. Этот смертельный удар на скорости 43 тыс. км/ч вызвал необратимые изменения в окружающей среде, приведшие к массовым вымираниям множества других видов живых организмов. Одним из таких спусковых механизмов были плотные облака из пепла и частиц, которые изверглись в атмосферу и распространились по планете. В результате Земля была окутана тьмой, сохранявшейся около двух лет. Годы после столкновения с астероидом были в буквальном смысле «темными временами».

Динозавры
После столкновения с уничтожившим динозавров астероидом вся планета погрузилась во тьму на долгие 650-700 дней, что убило до 75% живых существ.

Новое исследование показало, что сажа от бушующих лесных пожаров заполнила небо и заблокировала Солнце, что только усилило волну массового вымирания. О таком ужасном прошлом было поведано на ежегодном собрании Американского геофизического союза AGU, проходившем в Новом Орлеане 16 декабря, сообщает Live Science.

Катастрофический конец мелового периода

Падение метеорита завершило меловой период, продлившийся со 145 млн до 66 млн лет назад. Удар по поверхности нашей планеты сформировал известный кратер Чиксулуб. Его остатки находятся под водой в Мексиканском заливе недалеко от полуострова Юкатан. Оставшийся на Земле «шрам» той эпохи составляет 150 км в диаметре. Падение астероида уничтожило по крайней мере 75% жизни на планете, включая всех динозавров. Облака из измельченной горной породы и серной кислоты в результате крушения затмили небо, что заблокировало солнечный свет, снизило глобальную температуру, вызвало ядовитые кислотные дожди и спровоцировало лесные пожары.

Чиксулуб
Иллюстрация кратера Чиксулуб после его падения астероида на Землю 66 млн лет назад. Изображение: National Geographic

Ученые впервые предложили постастероидный «сценарий ядерной зимы» в 1980-х годах. Эта гипотеза предполагала, что тьма сыграла роль в массовых вымираниях в конце мелового периода. Однако лишь в последнее десятилетие исследователи разработали модели, показывающие, каким образом эта тьма могла повлиять на жизнь.

«Сейчас распространено мнение, что глобальные лесные пожары были бы основным источником мелкой сажи, которая могла бы подняться в верхние слои атмосферы. Концентрация сажи в течение первых нескольких дней или недель пожаров была достаточно высокой, чтобы уменьшить количество поступающего солнечного света до уровня, достаточного для полной блокировки фотосинтеза», говорит Питер Рупнарин, куратор геологии в Департаменте зоологии и геологии беспозвоночных в Калифорнийской академии наук и докладчик на заседании AGU.

Реконструкция событий

Современная реконструкция катастрофических событий, произошедших 66 млн лет назад, показала, что экосистемы могут восстановиться без особых последствий в период до 150 дней. В симуляциях, где темнота длилась дольше, уровень вымирания резко возрастал. Уже через 200 дней последствия становятся необратимыми, когда вымирает 45-50% живых организмов. От 650 до 700 дней в тотальной тьме уровень вымирания достиг от 65-81%. По подсчетам ученых, в этот период 75% живых организмов навсегда исчезли с лица Земли. Вероятно, солнечный свет не достигал поверхности Земли на протяжении двух лет, что привело к полному вымиранию доминирующих видов.

Динозавры
Динозавры не пережили такой смертельный катаклизм. Фото: Unsplash

Как только экосистема достигла этого переломного момента, она в конечном итоге восстановилась с новым распределением видов, в котором главную роль на себя взяли млекопитающие. Симуляция показала, что после рассеивания тьмы на восстановление былых условий экосистемы Земле потребовалось еще 40 лет.

Напомним, что недавно Земле угрожало столкновение с астероидом, пролетевший на расстоянии всего 3000 км от поверхности.