Юпитер: предпоследнее противостояние года

Практически весь октябрь и ноябрь после захода Солнца в противоположной части небесной сферы начинает подниматься над горизонтом яркая желтовато-белая «звезда», которую сложно не заметить даже на засвеченном городском небе. Те, кто хоть немного знаком с астрономией, сразу узнают Юпитер — самую большую планету Солнечной системы. Именно сейчас он приближается к своему противостоянию, когда условия его видимости будут наилучшими.

Напомним, что противостоянием, или оппозицией, называется такая конфигурация внешней планеты, когда наблюдатель оказывается между ней и Солнцем (в нашем случае наблюдатель находится на Земле или в ее ближайших окрестностях). Несложно понять, что при таких условиях планета видна всю ночь, а расстояние до нее будет наименьшим в данную эпоху. Собственно, это «кратчайшее расстояние» тоже меняется, поскольку все тела Солнечной системы движутся по эллиптическим орбитам, так что когда они проходят оппозицию вблизи перигелия — они соответственно получают возможность сильнее приблизиться к Земле.

В прошлом году во время своего противостояния Юпитер подошел к Земле ближе всего за последние полвека: 25 сентября нас отделяло от него 3,9526 а.е., или же 591 млн км. Нынешняя оппозиция окажется ненамного более далекой — минимальное расстояние до газового гиганта составит 3,982 а.е. (596 млн км). Планету легко найти среди слабых звезд созвездия Овна, в верхней кульминации на широте Киева она поднимется на 53° над горизонтом.

Одна из самых известных фотографий Юпитера, сделанная космическим телескопом Hubble (цвета условные). На юпитерианском диске видны тени трех спутников планеты. Два из них можно рассмотреть на ее фоне. Источник: NASA

Поскольку Юпитер движется по своей орбите примерно в 2,5 раза медленнее, чем Земля, некоторое время в окрестностях противостояния наземным наблюдателям кажется, что он перемещается на фоне звезд в направлении, противоположном своему «привычному» движению (ретроградно). В случае самой большой планеты это время в среднем составляет 121 день. После оппозиции условия ее видимости начнут ухудшаться, но медленно, поэтому мы сможем без проблем любоваться газовым гигантом до конца года.

Один оборот Юпитера вокруг Солнца длится почти 12 лет, то есть за один земной год он проходит около 1/12 своей орбиты. Поэтому промежуток времени между его последовательными противостояниями (так называемый синодический период) составляет чуть больше 13 месяцев. С 2014 по 2020-й юпитерианская оппозиция была первой среди подобных событий на протяжении года, в 2021-м его «опередил» Сатурн, а в текущем году она фактически станет предпоследней — цикл противостояний 13 ноября завершит Уран.

Следующая оппозиция Юпитера ожидается 7 декабря 2024 года, а вот в 2025-м он до нее немного «не дойдет» и вступит в противостояние аж 10 января 2026-го.

Ранее мы опубликовали подборку интересных фактов о Юпитере.