Почему в антарктическом льду образуется гигантская дыра

Ученые смогли объяснить, как в 2016–2017 годах в море Уэдделла у побережья Антарктиды образовалась гигантская дыра во льду, которую было хорошо видно со спутников. Причиной ее образования стала комбинация рельефа дна, течений и солености воды.

Дыра во льду
Дыра во льду. Источник: NASA Earth Observatory

Дыра во льду

Каждый год, когда в Северном полушарии Земли начинается лето, Антарктида, наоборот, замерзает. В морях, которые ее окружают, начинают расти ледяные поля. Каково же было удивление ученых, когда зимой 2016–2017 года в одном из них, расположенном в море Уэдделла, образовалась дыра, заполненная водой, которую хорошо видели спутники даже на очень высоких орбитах. Она имела размер, больший, чем Швейцария.

Дыра не закрывалась в течение нескольких месяцев, и несколько лет спустя спутники видели ее следы. Ученые сравнили ее положение с рельефом морского дна и назвали «прорубью Поднятия Мод» в честь огромного подводного плато, расположенного прямо под ней.

Самое интересное в этой дыре то, что она возникает не впервые. На спутниковых снимках ее фиксировали еще с 1974 по 1976 годы. Однако с тех пор и до середины 2010-х годов она не наблюдалась, хотя ученые уверены, что это не случайность, а проявление систематического явления.

Как возникает колоссальная прорубь?

На самом деле главная причина появления в море Уэдделла гигантской дыры во льду не так уж и загадочна. Это — именно Поднятие Мод под ним. Подо льдом антарктических морей существуют течения более теплой и соленой воды, чем обычно в них присутствует.

И когда их циркуляция складывается определенным образом, подводное плато выталкивает всю эту воду вверх и она растапливает лед. Однако ученые уже некоторое время назад установили, что этот процесс не мог бы обеспечить тех последствий, которые наблюдаются. Потому что талая вода будет очень пресной и холодной, а значит, все должно снова очень быстро замерзнуть.

Именно эту проблему и решили ученые из Гетеборгского университета в Швеции. Они предположили, что должен быть еще какой-то механизм образования проруби. На помощь пришли данные спутниковых снимков, автономных исследовательских аппаратов и даже трекеров на морских животных.

Благодаря всему этому ученые установили, что дыра во льду образуется благодаря процессу, известному как транспорт Экмана. Он заключается в том, что когда над поверхностью воды дует ветер и возникает трение между ним и течениями, создается дополнительное движение воды, направленное под прямым углом к направлению ветра. Оно-то и обеспечивает дополнительный перенос соли в воде, который не дает ей замерзнуть.