Сегодня ночью состоится противостояние самой далекой планеты Солнечной системы

Последовательность оппозиций планет-гигантов, которую в прошлом месяце начал Сатурн, теперь продолжает Нептун. 17 сентября самая далекая от Солнца планета окажется вблизи «противосолнечной» точки небесной сферы, расположенной в противоположном направлении относительно нашего светила. Приблизительно в то же время она приблизится к Земле на минимально возможное в текущем году расстояние.

Нынешнее противостояние Нептуна произойдет, когда он будет находиться в 55° от перигелия — точки его максимального сближения с Солнцем. Хоть эксцентриситет нептунианской орбиты равен 0,0087, то есть является одним из самых маленьких в Солнечной системе, сама эта орбита имеет огромные размеры. Поэтому разница между перигелийным и афелийным расстоянием планеты составляет 0,52 а.е. (77 млн км) — свыше половины среднего радиуса земной орбиты, который, напомним, равен 149,6 млн км и принят в качестве базовой астрономической единицы.

Изображение Нептуна, полученное космическим телескопом Hubble в сентябре 2018 года

Но в относительных величинах это все равно немного, поэтому «перигелийные» оппозиции Нептуна с точки зрения наземных наблюдателей мало отличаются от «афелийных». Видимый блеск планеты во время них достигает 7,8 звездной величины — это значит, что ее нетрудно заметить даже в небольшой бинокль с диаметром объектива 30 мм. Но для того, чтобы рассмотреть ее диск, нужно иметь более мощный инструмент с увеличением более 100 крат. Такое эффективное увеличение обеспечивают телескопы с апертурой не менее 80 мм.

Отрезок условной прямой между центрами Солнца и его спутника называется радиус-вектором. В случае Нептуна его средняя длина составляет 30,07 а.е. (4,5 млрд км). Чем дальше планета от нашего светила, тем медленнее она обращается вокруг него, и тем меньше времени нужно Земле, чтобы догнать ее радиус-вектор. Поэтому интервалы между последовательными нептунианскими оппозициями (так называемый синодический период) в среднем составляют 367 с половиной суток — самые короткие среди всех планет Солнечной системы. Каждый следующий год противостояние Нептуна происходит на 1-2 дня позже, и только через 165 лет, после завершения полного оборота планеты вокруг Солнца относительно звезд, оно снова попадает на ту же самую дату.

В нынешнем году в ночь противостояния Нептун расположится на небе почти точно на одной прямой между звездой φ Водолея и ярким Юпитером — примерно в 6° от первой и в 11° от второго. На широте Киева он будет подниматься над горизонтом на 36°. Благоприятные условия для наблюдений самой далекой планеты сохранятся до конца осени. В инструменты с апертурой более 30 см на чистом небе в безлунные ночи и при отсутствии искусственной засветки можно попытаться найти самый большой нептунианский спутник Тритон как слабую звездочку 13-й величины.