Ученые узнали, как остановить таяние антарктических ледников, а спутник NASA сфотографировал рождение острова: дайджест новостей

Подборка самых интересных космических новостей за неделю: стартап Morpheus Space создал революционное ПО для планирования полетов в космосе; Китай научил ИИ-робота добывать кислород для колонизации Луны и Марса, а мы рассказываем, кто такие ануннаки и откуда они взялись.

«Человеческий дух должен преобладать над технологиями».

― Альберт Эйнштейн

Какие метеорные потоки можно увидеть в конце ноября

Последний осенний месяц является временем активности нескольких достаточно мощных метеорных потоков, среди которых выделяются «двойные» Тауриды, а также Леониды, известные своими впечатляющими всплесками каждые 32–33 года. Впрочем, сейчас больших сюрпризов астрономы от них не ожидают. В период максимума, который в этом году наступит в ночь с 17 на 18 ноября, этот поток будет «производить» от 20 до 30 метеоров в час.

Леониды принадлежат к 13 основным метеорным потокам, зенитное часовое число которых (количество наблюдаемых метеоров с учетом условий видимости) ежегодно в эпоху максимума достигает 10 или больше. Часть из них время от времени дарят нам метеорные дожди — так называют всплески активности, когда удается наблюдать более тысячи метеоров в час. Кроме основных наиболее мощных потоков, известно еще около трех десятков второстепенных, активность которых даже в максимуме не превышает 10 метеоров в час, а чаще всего достигает лишь 3–5. К подобным потокам относятся и ноябрьские Ориониды — их пик приходится на 27-е число. Еще один слабый метеорный поток конца осени — Андромедиды, максимум которых тоже ожидается 27 ноября. Его пиковая мощность не превышает десятка метеоров.

Найден способ остановить таяние льдов в Антарктиде

Ученые сильно обеспокоены тем, что ледники в Западной Антарктике могут полностью растаять в ближайшие несколько десятилетий. Они разработали способ предотвратить это с помощью распыления аэрозолей в верхних слоях атмосферы. Однако выяснилось, что имеет значение еще и то, где именно их надо распылять. Различные сценарии этого процесса были смоделированы в текущем исследовании. В общем анализировались 11 различных случаев впрыскивания аэрозоля в стратосферу. Три случая охватывали несколько широт — такой подход к реализации рассеивания аэрозолей в атмосфере сочли наиболее вероятным — с целевыми температурами на 1,5, 1 и 0,5°С выше доиндустриального уровня.

Моделирование, охватившее период времени с 2035 по 2070 год, включало сценарий умеренных выбросов без впрыскивания аэрозоля в стратосферу, который служил ключевой точкой сравнения. Достаточно эффективным оказалось распыление в субтропических и тропических широтах Южного полушария. Оно позволило бы отвести от ледового континента теплые течения, сильно на него влияющие. Интересно, что три сценария оказались не просто не останавливающими таяние льдов, но и ускоряющими его — из-за того, что в этих случаях ветры смещаются на юг и приносят с собой теплые осадки.

Спутник NASA увидел рождение нового острова

Аппарат Landsat 9 (NASA) увидел, как у побережья Иводзимы поднимается из воды новый остров. Родился он вследствие подводного извержения вулкана, которое произошло в конце октября. Расстояние от него до Токио составляет 1200 км.

Интересно, что на фотографиях, сделанных этим же спутником 18 октября, никаких следов извержения не найдено. По данным японского метеорологического агентства, само подводное извержение началось 21 октября. Известно, что подводный вулкан поднялся над поверхностью океана в двух местах и начал разбрасывать обломки вокруг себя. Вначале новый остров имел протяженность около 50 м, однако впоследствии вырос до 100 м. Расположен он в километре от побережья Иводзимы и состоит из вулканической пемзы.

Стартап Morpheus Space создал простую программу для планирования космических миссий

Разработчик космических двигателей Morpheus Space презентовал свой новый продукт — платформу для моделирования и проектирования космических миссий под названием Journey. Она была разработана всего за два года.

Journey объединяет данные, обычно распыленные между таблицами в Excel, кодом на Python и другими громоздкими системами моделирования, быстро формируя концепцию миссии и дизайн системы. Пользователи могут вводить свои измерения, маневры, дату запуска и другие требования. Программа спроектирована так, чтобы быть удобной даже для неспециализированных пользователей, предлагая готовые работающие шаблоны — например, размер спутника или высоту орбиты. Платформа не ограничивается использованием только двигателей Morpheus. В зависимости от потребностей миссии, она может рекомендовать двигатели других компаний и различные модули для космических аппаратов — такие, как системы определения положения и связи.

Искусственный интеллект научился добывать кислород на Марсе

Китайские ученые применили робота с искусственным интеллектом (ИИ) для получения кислорода в марсианских условиях. «Электронный химик» смог синтезировать необходимый для этого катализатор из местных материалов. Он выполнил работу, на которую у людей ушло бы 2000 лет.

«Мозг» химика с ИИ выполнил квантово-химические и молекулярно-динамические расчеты для 30 тысяч высокоэнтропийных гидроксидов с различными соотношениями элементов и вычислил каталитическую активность с помощью теории функционала плотности. Данные моделирования использовались для обучения нейронной сети для быстрого прогнозирования активности катализаторов с различными элементными составами. Затем ИИ на основе байесовской статистики спрогнозировал комбинацию доступных марсианских пород, необходимых для синтеза оптимального катализатора. Ученые говорят, что за два месяца работы машина решила столько же задач, сколько им пришлось бы решать 2000 лет.

Фото недели: фотограф 12 лет документировал сборку JWST

Сборка JWST
Сборка JWST. Фото: NASA/Кристофер Ганн

Космический телескоп James Webb (JWST) всматривается в глубины космоса, делая невероятные снимки. Но его путь к звездам был довольно тернистым и занял целых 30 лет. Благодаря фотографу Крису Ганну мы можем увидеть потрясающие фотографии того, как самый сложный прибор человечества собирали в течение 12 лет. Ганн выпустил книгу своих фотографий под названием Inside the Star Factory («Внутри звездной фабрики»), включающую в себя глубокий обзор JWST от популяризатора науки Кристофера Ванджека. Больше фотографий можно увидеть здесь.

Интересная цифра: 6 тысяч километров

Новое изображение Земли может показаться не слишком выразительным и захватывающим на первый взгляд. Но если вдуматься в детали, вы будете очарованы этой фотографией. Снимок нашей планеты был сделан с высоты около 6 тыс. км с помощью очень маленькой камеры, по размеру не превышающей ширину ребра 20-евроцентовой монеты, то есть всего 2,14 мм. Эта крошечная камера установлена на спутнике TRISAT-R CubeSat Европейского космического агентства (ESA). Ее объектив выполнен из прозрачного боросиликатного стекла, защищающего ее от радиации и космических лучей, и крепится непосредственно к датчику изображения размером 320×320 пикселей.

Ануннаки

Все, кто слышал слово «ануннаки», знают, что так называются пришельцы из космоса, которые имеют рептилоидное происхождение. В них верят различные сектанты или просто люди со слабой психикой и низким уровнем образования. Однако на самом деле это слово означает совсем не то, что все о нем думают. Наш автор Александр Бурлака рассказывает, кто такие ануннаки и откуда они взялись

В ближайшие дни должно состояться одно из самых долгожданных космических событий конца 2023 года. Компания SpaceX осуществит второе орбитальное испытание нового космического корабля Starship. Но почему к этому событию приковано такое большое внимание? Действительно ли Starship может произвести революцию в космонавтике, разбирается Никита Литвинов.

Читайте в предыдущем дайджесте: Virgin Galactic прекратит туристические полеты в космос, а на Луне можно будет добывать кислород: дайджест новостей