Не отличит Венеру от Земли: у James Webb найден недостаток

Недавно космический телескоп James Webb начал наблюдать планеты Солнечной системы. Сначала 10-миллиардная лаборатория разглядела Юпитер, а затем перевела свой взгляд на Марс. Эти наблюдения важны для калибровки приборов, для определения состава атмосферы перед наблюдением дальних экзопланет. Но астрономы выразили опасение, что данные JWST об экзопланетах могут быть интерпретированы неправильно. Статья об этом опубликована в Nature Astronomy.

Космический телескоп James Webb. Фото: Space.com

James Webb был отправлен в космос к точке Лагранжа L2 в 2021 году. После успешного развертывания JWST стал самым дорогим телескопом в истории человечества. Его сверхчувствительные приборы способны получать фотографии дальних звезд, туманностей и других объектов в невероятном качестве и детализации.

Также JWST имеет возможность определять химический состав звезд и атмосфер экзопланет с помощью спектрометров. Однако ученые, грубо говоря, могут зафиксировать только расположение темных полос в разложенном призмой свете, а интерпретация этих данных проводится с помощью физических моделей. Поэтому ученые Массачусетского технологического института выразили неутешительное предположение, что эти модели могут быть недостаточно надежными.

Чтобы подтвердить свои опасения, исследователи создали набор искусственных спектров, полученных от телескопа. Затем с помощью существующих моделей попытались определить, какому химическому составу соответствуют эти спектры. Оказалось, их точность очень ограничена. Они не всегда позволяют отличить температуру атмосферы в 26°C от 326°C, а также выявить разницу между 5% или 25% содержанием определенного газа, в частности водяного пара.

Таким образом, граница между пригодностью планеты для жизни и непригодностью становится малозаметной. Поэтому из-за такой погрешности в данных, полученных от James Webb, например, ученым сложно будет отличить «живую» Землю от раскаленной Венеры.

Ранее мы сообщали о том, как James Webb не опровергал теорию Большого взрыва.