Ученые исследовали гигантские галактические пузыри

Астрономы исследовали два гигантских пузыря активного в радиодиапазоне газа, которые поднимаются над и под центром Млечного Пути. Они выяснили, что причиной их образования стала не сверхмассивная черная дыра в центре нашей Галактики, а звездообразование вблизи нее.

Радиопузыри.
Радиопузыри. Источник: www.sci.news

Загадочные радиопузыри

В исследовании, недавно опубликованном в Nature Astronomy, команда под руководством ученых из университета штата Огайо смогла показать, что два гигантских пузыря, которые поднимаются над и под центром Млечного Пути, представляют не совсем то, чем они казались до сих пор.

О существовании этих колоссальных структур ученые ничего не знали до последнего времени, поскольку в видимом спектре и близких к нему частях диапазона они невидимы. Выявить их помог только европейский рентгеновский телескоп eRosita. В честь него их иногда и называют.

Эти пузыри существуют в разреженном газе, окружающем нашу Галактику. Ученых он давно интересует, ведь потоки в нем в конце концов обогащают ее веществом. Они решили понять, чем этот газ отличается от остального, который такого интенсивного радиоизлучения не порождает.

Как звезды создали гигантские пузыри

Астрономы провели новый анализ, используя наблюдения, сделанные спутником Suzaku, совместной миссией NASA и Японского агентства по аэрокосмическим исследованиям. Проанализировав 230 архивных наблюдений, сделанных между 2005 и 2014 годами, они смогли впервые охарактеризовать диффузное радиоизлучение пузырей eRosita.

Ранее считалось, что причиной их радиоизлучения является нагрев газа, который осуществляют высокоэнергетические потоки вещества, поступающие от сверхмассивной черной дыры Стрелец А*, находящейся в центре Млечного Пути.

Однако исследования показали, что температура внутри пузырей ничем не отличается от остального диффузного газа, окружающего нашу Галактику. Его плотность оказалась значительно выше по сравнению с остальными исследованными регионами. Это хорошо согласуется с менее популярной теорией о том, что причиной образования пузырей является не черная дыра.

«Наши данные подтверждают теорию о том, что эти пузыри, скорее всего, образуются из-за интенсивного звездообразования в центре Галактики, а не из-за активности объекта Стрелец А* в центре Галактики», — сказал Смита Матур, один из соавторов исследования.

Центр Млечного Пути действительно является одним из самых активных регионов звездообразования. И светило во время рождения может выбрасывать в космос большое количество горячего газа. Но как все это может привести к образованию таких колоссальных объектов, как пузыри eRosita, смогут показать только будущие исследования.