У «двойника» Солнца зафиксирована смертоносная вспышка

Согласно новому исследованию лаборатории атмосферной и космической физики Университета Колорадо, у молодого «двойника» нашего Солнца недавно произошел сверхмощный выброс магнитного плазменного газа. Ученых встревожило то, что эта вспышка была в 10 раз мощнее самого сильного выброса корональной массы, чем у нашего Солнца.

Звезде EK Draconis всего около 100 млн лет. Она выглядит, как наше Солнце 4,5 млрд лет назад, когда Земля только начала формироваться. Полученные данные предполагают, что Солнце способно извергать корональные выбросы массы (CME) еще более сильные, чем любые, наблюдаемые до сих пор. Однако, поскольку Солнце старше EK Draconis, оно, вероятно, будет более спокойным. А «смертоносные» вспышки будут происходить все реже.

Корональный выброс массы на Солнце
Корональный выброс массы на Солнце. Изображение: NASA

Понимание верхних пределов подобных выбросов крайне важно. Потому что эти энергичные магнитные извержения взаимодействуют с атмосферой Земли, потенциально вызывая геомагнитные бури, которые могут вызвать отключение электричества, нарушить работу спутников, Интернета и других коммуникаций.

Корональные выбросы также представляют собой потенциальную опасность для пилотируемых миссий на Луну или Марс. Эти солнечные бури испускают потоки высокоэнергетических частиц, которые могут подвергнуть смертельному облучению любого, кто находится за пределами магнитного щита Земли.

Исторические факты

Первое прямое наблюдение солнечной вспышки произошло в 1859 году. Это означает, что у человечества есть данные об активности поверхности и атмосферы Солнца за период менее 200 лет. До появления электроники солнечные вспышки и геомагнитные бури слабо проявлялись на поверхности нашей планеты. Они могли заставить полярное сияние стать видимым дальше от полюсов Земли. Но тогда не было спутников или средств массовой коммуникации, которые могли бы нарушить их работу. Хотя вспышка 1859 года, известная как событие Кэррингтона, вызвала повреждение телеграфных линий, а в некоторых случаях даже произошло возгорание.

Новое исследование предполагает, что в далеком прошлом Солнце испускало более мощные вспышки. Годовые кольца деревьев по всему миру регистрируют внезапный скачок радиоактивного изотопа углерода (углерода-14) в 774 и 775 годах. Исследование 2012 года указывало на солнечную вспышку в качестве виновника. В 2013 году ученые обнаружили такие же отметки в ледяных ядрах, а  2019-м  признаки аналогичного катастрофического события в 2610 году до нашей эры.

Ранее ученые нашли следы мощной солнечной бури 1582 года. Упоминания об этом явлении были оставлены жителями Европы, Южной Кореи, Японии, а также португальскими мореплавателями.

Также мы сообщали о том, как мощнейшая геомагнитная буря «Каннибал» ознаменовала начало нового солнечного цикла.