ТОП-5 аниме о покорении космоса

Представляем вашему вниманию подборку из пяти аниме, в которых речь идет о покорении космического пространства. Первый полет в космос в альтернативном мире, космическая гонка за гелий-3 и сложности подготовки космонавтов — все это можно увидеть в перечисленных фильмах и сериалах.

Скафандр космонавта — не такое уж и частое явление в Аниме

Серьезные аниме о космосе

Японская индустрия анимации ежегодно выпускает в свет десятки фильмов и сериалов, посвященных самым разным темам и рассчитанных на разные категории зрителей. Большинство из них достаточно легкомысленны, не претендуют на реализм и рассчитаны в первую очередь на детей и молодежь. К большому сожалению, у нас об аниме чаще всего судят именно по ним.

Космос — не самая популярная тема в аниме. Тем не менее эта категория насчитывает десятки фильмов и сериалов. Среди них есть те, которые с полной уверенностью можно поставить в один ряд с такими шедеврами жанра «космическая опера», как «Звездный путь» и «Звездные войны».

Аниме
«Космический линкор «Ямато» — яркий пример «спейс-оперы» в аниме

Но сейчас речь пойдет о значительно менее известных аниме, несущих в себе минимум фантастического элемента. В них достаточно реалистично показана не только техническая сторона полетов в космос, но и те социальные, психологические, политические и даже философские проблемы, которые связаны с ним.

«Королевские космические силы — Крылья Хоннеамиз» (1987 год)

Полнометражный анимационный фильм «Королевские космические силы — Крылья Хоннеамиз» вышел на экраны в 1987 году, когда Япония только начинала свою собственную космическую программу. Он рассказывает об истории первого полета в космос в альтернативном мире, где существует государство Хоннеамиз и его сосед, с которым оно находится во враждебных отношениях. Уровень развития техники в этом мире примерно соответствует 50–60-м годам.

Аниме примечательно тем, что художники уделили большое внимание каждой мелочи, которая появляется в кадре. Несмотря на то, что здешние автомобили и самолеты не имеют прямых аналогов в реальном мире, их вид базируется на реально существовавших проектах и ​​каждая деталь находится на своем месте. То же касается и всего прочего в фильме: денег, алфавита, военной формы, даже конструкции первого космического корабля. Все они могли быть и у нас.

Самое интересное в полете первого космонавта страны Хоннеамиз — то, что никто его серьезно не воспринимает. Для большинства он только самоубийца, который хочет сесть на кучу взрывчатки и поджечь ее. Поэтому и воспринимают его то как модного медийного персонажа, то как средство набрать политический капитал, то вообще как инструмент для провокации войны. И лишь небольшая групка ученых-фанатиков знает, что ему придется сделать самый важный шаг в истории человечества и первым выйти из его колыбели.

В конце концов, Широцу Ладату — так зовут главного героя — все же удается достичь орбиты. Но вопросы, которые он задает себе и другим, очень отличаются от «Что полезного люди могут получить от освоения космоса». Вместо этого он размышляет над тем, смогут ли люди принести во Вселенную что-нибудь, кроме бессмысленной суеты, интриг, крови и мусора.

«Планетес» (2003 год)

26-серийный сериал о буднях космических мусорщиков получил название «Планетес», которое иногда переводят как «Путешественники». Но это не совсем верно — оно содержит игру слов. Ведь для самой истории важны не только те, кто перемещаются между орбитами, но и небесные тела, когда-то названные этим словом из-за своих хитрых траекторий.

События разворачиваются в 2075 году. Человечество достигло Луны и Марса и основало на них небольшие поселения. На околоземной орбите находится несколько больших космических станций. Стали реальностью пассажирские суборбитальные полеты. Готовится к старту корабль для полета на Юпитер.

«Планетес» — это аниме о космических мусорщиках
Главные герои «Планетес» — космические мусорщики

И все это — на технологиях, так или иначе существующих сейчас. В сериале нет искусственной гравитации, кроме создаваемой центробежными силами. Звуки в вакууме не распространяются. Корабли используют химические, плазменные либо термоядерные реактивные двигатели.

При всем том главными героями сериала являются сотрудники отдела борьбы с космическим мусором одной из корпораций. Обломков на орбите стало уже так много, что они реально приводят к гибели людей. Несмотря на это, соответствующие отделы компаний, взявшихся осваивать околоземное пространство, всегда недоукомплектованы, и там работают только наиболее самоотверженные сторонники этого дела.

Но еще больших фанатиков космоса отбирают для полета на Юпитер. Стоит ли бросать все вокруг ради полета туда — решает один из главных героев. Одновременно появляется террористическая группировка, у которой к этому кораблю еще больше вопросов. Ведь пока богатые страны развлекаются путешествиями на другие планеты, бедные не могут решить свои земные проблемы.

«Миля лунного света» (2007 год)

События сериала «Миля лунного света» происходят в начале XXI века — практически в наши дни. Но в мире сериала космос покоряется гораздо интенсивнее. Рядом с привычной Международной космической станцией можно увидеть автономных роботов, а на Луне строится обитаемая база.

Вокруг последней разворачиваются основные события сериала. Человечество летит на Луну не столько ради знаний, сколько за источником энергии. В лунном реголите полно гелия-3, используемого в качестве термоядерного топлива. И вокруг него земные правительства и корпорации ведут сложные, грязные, иногда кровавые игры.

«Миля лунного света»
Персонажи «Мили лунного света»

Во всю эту историю оказываются втянутыми два друга — Горо Саруватари и Джек Вудбридж, мечтающие о космосе. Дорогу туда они прокладывают каждый по-своему, но в конце концов встречаются на Луне.

Помимо мирного, в космосе продолжается и военное противостояние между США и КНР. Обе страны тайно от остального мира разрабатывают новые технологии, вывели на орбиту боевые космические корабли, которые выглядят чрезвычайно реалистично, даже ведут боевые действия, не заботясь о том, что обломки могут повредить гражданскую инфраструктуру.

Сериал отличается откровенностью контента. И речь идет не только о нецензурной лексике, сценах секса, крови и смерти. Среди сторон конфликта нет белых и пушистых. Даже Япония, которая вроде как пытается держаться подальше от противостояния, действительно сильно коррумпирована, но при этом ради собственных космических амбиций готова играть против союзников.

«Миля лунного света»
Космические аппараты с аниме «Миля лунного света»

Также следует отметить, что два 12-серийных сезона содержат лишь часть сюжета манги (комиксов), по которой они сняты. В неэкранизированной части речь идет о военном конфликте между США и Китаем на Луне и большом городе на ней, построенном через полтора десятка лет после этого.

«Космические братья» (2012 год)

Сериал «Космические братья» вышел на экраны в 2012 году. Он базируется на одноименной манге, которая выходит и по сей день, охватывая только часть ее сюжета. Несмотря на это, он состоит из целых 99 серий, рассказывающих о пути двух братьев Нанба в космос.

При этом сериал почти лишен фантастической составляющей. Основное внимание в нем уделено подготовке астронавтов. Космические агентства Японии (JAXA) и США (NASA) показаны такими, какие они на самом деле. В качестве героев в нем даже выступают настоящие покорители космоса. В частности, Соити Ногути озвучил в нем сам себя прямо с борта МКС.

События сериала начинаются в 2025 году, когда люди начинают строить лунную базу. При этом следует помнить, что он снимался во времена, когда основным вариантом возвращения на Луну считалась программа Constellation. Поэтому колоссальной ракеты SLS в ней нет. Зато очень реалистично показаны Ares I и Ares V.

Основное внимание в сериале уделяется старшему брату Мутто, проходящему отбор и подготовку в качестве астронавта. Оказывается, что следить за этим очень интересно, ведь организована она как настоящий квест, в котором провал на каждом этапе будет означать отсрочку осуществления мечты о полете.

Аниме «Космические братья»
Младший из «космических братьев» Намба Хибито

Не обойден вниманием и младший брат Хибито, который как раз летит на Луну. В сериале показано, что прогулка по ней может быть крайне опасной и оставить на здоровье астронавта отпечаток, который навсегда закроет ему дорогу в космос.

В сериале присутствует множество подробностей, касающихся запуска кораблей в космос. К примеру, обязательна летная подготовка астронавтов, происходящая на реактивных самолетах T-38. Или, например, работа инженеров, проектирующих «лунный багги» и парашютные системы для возвращения капсулы на Землю. Много внимания уделено радиотелескопу на обратной стороне Луны.

Самая сильная сторона сериала — раскрытие второстепенных персонажей. В «Космических братьях» ясно показано, что среди прошедших отбор в астронавты случайных личностей нет. Каждый из них имеет историю, приведшую его туда, выдающиеся способности и незаурядную мотивацию.

«Классный кризис» (2017 год)

Существует мнение, что аниме — это легкомысленное видео о школьниках, их клубах, поездках на пляж и школьных фестивалях. И 13-серийный сериал «Классный кризис» это мнение полностью подтверждает. Нюанс состоит в том, что школа, а точнее — академия, в которую ходят герои, находится на Марсе будущего, когда человечество уже покорило всю Солнечную систему.

Аниме «Классно кризис»
«Классный кризис» — это аниме о том, как школьники строят космические корабли

Просто корпорация, поднявшаяся благодаря производству плазменных двигателей для космических кораблей, попробовала решить проблему инженерных кадров, отобрав способных детей и предоставив им возможность получить еще в средней школе соответствующие навыки в производственных лабораториях.

И уже среди этой массы были отобраны наиболее одаренные ученики, для которых создали A-TEC — гибрид элитного класса с конструкторским бюро. В качестве классного руководителя к ним приставили талантливого молодого инженера, предоставили гигантский бюджет и предложили создавать новые модели двигателей и катера для гонки, чтобы продемонстрировать их возможности.

Сюжет начинается, когда в класс переводят нового ученика, который оказывается связанным с руководством корпорации. На первый взгляд, он пришел уничтожить класс-конструкторское бюро, не оправдавшее надежд руководства, но в конце концов все оказывается гораздо сложнее.

«Классный кризис» — типичное аниме о школьницах
Если отвлечься от двигателей и корпораций, «Классный кризис» — типичное аниме о школьницах

«Классный кризис» кажется смешным и простоватым сериалом о будущем. Но чем дальше, тем более мрачной, сложной и иногда кровавой выглядит в нем космическая индустрия. Он наглядно показывает, что полеты в космос — это не только корабли и космонавты. Это еще и бюджеты, презентации, подрядчики, профсоюзы и даже поддержка политиков.