День космонавтики: интересные факты о полете Юрия Гагарина 61 год назад

12 апреля мир отмечает 61-летие первого полета человека в космос. Именно в этот день в 1961 году советский летчик Юрий Гагарин впервые увидел Землю с орбиты. Этот полет действительно был космическим: выход на орбиту с апогеем в 327 км, облет вокруг Земли и приземление. На словах это выглядит так, будто все прошло гладко, без сучка, без задоринки. Но на самом деле полет сопровождался огромными рисками и внештатными ситуациями. В честь Всемирного дня авиации и космонавтики The Universe. Space. Tech расскажет о малоизвестных фактах, связанных с первым полетом человека в космос.

Юрий Гагарин
Юрий Гагарин первый человек в космосе

Начало традиций

Еще на этапе подготовки, прежде чем впервые сесть в космический корабль «Восток-1», Юрий Гагарин снял обувь. Потому что именно так следует по обычаю входить в дом. Этим поступком он показал свое огромное уважение к космическому кораблю, что произвело приятное впечатление на главного конструктора Сергея Королева.

Космические традиции
Космические традиции / Фото: Популярная Механика

Затем во время поездки на автобусе ЛАЗ-695Б «Львів» к стартовой ракетной площадке Юрий Гагарин попросил остановить автомобиль, чтобы справить нужду. Он это сделал прямо на колесо автобуса — этот случай стал обязательной традицией всех советских, а позже российских космонавтов. Причем нужда справляется именно на заднее правое колесо.

Удачный экспромт

Поехали
«Поехали!» — фраза, произнесенная космонавтом Юрием Гагариным во время старта 12 апреля 1961 года стала «космическим мемом»

Знаменитая фраза «Поехали!», брошенная Юрием Гагариным перед взлетом, не была заранее спланирована. Этот непроизвольный возглас на самом деле оказался удачным экспромтом, потому что его запомнили в истории. Фразу даже можно назвать своеобразным «первым космическим мемом». Впрочем, есть версия о ее происхождении: летной подготовкой группы космонавтов руководил Марк Галлай, который на тренировках вместо «Экипаж, взлетаю» говорил: «Поехали».

Смертельные риски

Первый полет подвергался как минимум трем смертельно опасным ситуациям, во время которых Юрий Гагарин мог погибнуть. Сначала в программу вывода второй ступени была ошибочно введена неточная полетная задача. Поэтому апогей орбиты оказался выше расчетного более чем на 100 километров — 327 км вместо 230 км. Первоначально орбита была рассчитана так, что в случае отказа тормозного двигателя корабль сошел бы с нее самостоятельно в течение недели, затормозив в атмосфере. С более высокой орбиты на это потребовалось бы два месяца, а запаса воздуха, продовольствия и воды на «Востоке-1» хватило бы всего на 10 дней.

Восток-1
Космический корабль «Восток-1». Иллюстрация: 3ddd

Второй опасный случай произошел при вхождении в атмосферу. Приборно-агрегатный отсек не отделился и болтался на кабелях. От этого внутри «Востока-1» была сильная тряска, и Гагарин испытывал очень сильные перегрузки, от которых едва не потерял сознание. К счастью, из-за нагрева о трение в атмосфере кабели перегорели и оторвались.

Третий инцидент произошел перед приземлением. Юрий Гагарин катапультировался на высоте 7 км и спускался отдельно от капсулы. Но после раскрытия основного парашюта на высоте 2,5 км случайно раскрылась «запаска», чудом не погасившая основной купол. Кроме того, Гагарину едва удалось вытащить из-под ремней дыхательный клапан скафандра, так что он чуть не задохнулся. Кстати, сама посадка могла произойти не на сушу, а в реку Волга. Лишь сброс «балласта» массой 30 кг помог Гагарину выйти на нужную траекторию.

Рост имеет значение

Юрий Гагарин был невысокого роста всего лишь 1,57 метра

Отбор в ряды космонавтов и начало тренировок состоялись в 1960 году. В первую группу, названную «Сочинской шестеркой», отобрали 20 летчиков. Юрий Гагарин и Герман Титов остались последними двумя потенциальными космонавтами. Причем строгий отбор касался не только их физических качеств и умений пилотирования. Важным критерием отбора был также низкий рост. Гагарин имел рост всего лишь 1,57 метра, что было очень важно для нахождения в крохотной кабине «Востока-1».

Секретный пароль

В случае нештатной ситуации Юрий Гагарин знал секретный пароль

О воздействие микрогравитации на организм человека еще не было известно. Поэтому космическим кораблем управляли дистанционно с Земли. Но в случае нештатной ситуации у Юрия Гагарина все же была возможность перейти на ручное управление кораблем. К примеру, он мог самостоятельно развернуть «Восток-1» и начать экстренное торможение для схода с орбиты. Однако в условиях кислородной недостаточности мозговая деятельность могла быть снижена, что повышало риск ошибки пилота. Поэтому Гагарину предлагалось раскрыть специальный конверт, прочесть секретный пароль и ввести его в пульт управления. Процедура кажется простой. Но во время гипоксии сделать столь простые вещи становится невероятно сложно. Однако перед полетом как минимум три человека сообщили Гагарину секретный пароль — «125».

Краткие факты

• Юрий Гагарин был первым человеком в истории человечества, который «вживую» увидел Землю из космоса.
  • Космическое путешествие длилось 108 минут. За это время «Восток-1» полностью облетел Землю, преодолев 41 тыс. км.
  • Перед вылетом Гагарин написал посмертное письмо своей жене. В нем сообщал, что, скорее всего, не вернется. Письмо ей он не отдал. Жена нашла его уже после того, как космонавт вернулся домой.
  • До 1971 года СССР скрывал факт приземления Гагарина отдельно на парашюте. Потому что в этом случае полет не мог считаться космическим по правилам Международной авиационной федерации.
  • Хотя Юрий Гагарин был резервным пилотом для дальнейших космических полетов, ему запретили возвращаться в космос. Потому что партия боялась лишиться своего героя.
  • Гагарин погиб 27 марта 1968 года во время тренировочного полета на истребителе МиГ-15УТИ.
  • Из-за взаимного уважения Юрия Гагарина первые люди на Луне — Нил Армстронг и Базз Олдрин — оставили на ней медаль человека, который проложил путь в космос.

Рекомендуем также ознакомиться с нашей статьей «Космонавт vs полярник: секреты профессий и достижения Украины». А также прочесть интересный материал о «кислородных свечах» и зачем они космонавтам.