NASA готова приобрести лунный грунт у частных компаний

Национальная аэрокосмическая администрация США готова покупать образцы лунного грунта у частных компаний. Об этом сообщил руководитель NASA Джим Брайденстайн (Jim Bridenstine). По его словам, эта инициатива является частью общего плана по привлечению негосударственных организаций к освоению нашего естественного спутника и добычи его ресурсов.

Образец лунного вещества. Источник: wikipedia.org

Особенность предложения заключается в том, что частным компаниям не нужно будет доставлять добытый материал на Землю. После того как спускаемый аппарат возьмет образец (и это будет подтверждено соответствующими фото и видеоматериалами), должен быть оформлен договор о его переходе в собственность NASA. Таким образом, сам грунт останется на Луне, а космическое ведомство оставит за собой право забрать его в будущем.

Покупая лунный грунт, NASA хочет создать юридический прецедент, который заложит правовую основу для ведения коммерческих операций по добыче ресурсов Луны. Сам Брайденстайн так прокомментировал ситуацию: «Мы хотим купить лунный грунт, чтобы продемонстрировать, что это возможно… Наша цель — установить норму, позволяющую организовать добычу ресурсов, которая бы не противоречила Договору о космосе».

Что касается цены, то в договорах, вероятно, будут фигурировать сравнительно небольшие суммы — порядка 15-50 тыс. долларов за образец. Правда, NASA собирается предложить дополнительную награду за успешное выполнение подобной миссии. 10% суммы агентство выплатит в качестве аванса, 10% — после запуска аппарата, оставшиеся 80% — после сбора образца и его продажи. Воспользоваться предложением смогут не только американские, но и иностранные компании.

Посадка аппарата Genesis на Луну (концепт). Источник: Firefly Aerospace

Стоит отметить, что Договор о космосе запрещает отдельным странам владеть любыми небесными телами, которые, согласно его тексту, являются достоянием всего человечества. В то же время документ не затрагивает вопросов добычи космических ресурсов. Очевидно, что по мере освоения космоса его участникам так или иначе придется урегулировать этот аспект. Так что предложение NASA вполне органично дополняет серию недавних американских инициатив, направленных на создание правовой основы для ведения экономической деятельности на Луне.

По материалам  https://spacenews.com