Подсчитан риск смерти от падения космического мусора

Космический мусор представляет угрозу спутникам на орбите. Более того, даже Международная космическая станция выполняет орбитальные маневры уклонения от обломков, потому что столкновение с ними представляло бы серьезную опасность для экипажа. Но опасен ли этот мусор для людей на Земле? Эту проблему изложили в статье, опубликованной в Nature Astronomy.

Ранее опасный потенциал обломков спутников и ракет для людей на Земле считался незначительным. Но по мере того, как количество запусков на орбиту выросло из-за появления частных космических программ, повысился риск аварий в космосе и падения на поверхность Земли старых космических спутников и ракет. Неиспользованное топливо и батареи также приводят к взрывам на орбите, создающим дополнительное загрязнение.

Существует в 10% вероятность одной или нескольких жертв в течение следующего десятилетия
Существует 10-процентная вероятность одной или нескольких жертв от космического мусора в течение следующего десятилетия. Фото: Unsplash

Используя математическое моделирование орбит останков ракет в космосе и плотность населения под ними, авторы исследования оценили, куда попадают большие куски космического мусора, когда возвращаются на Землю. Ученые обнаружили, что существует хоть и небольшой, но смертельно опасный риск несчастных случаев от падения космического мусора в следующее десятилетие. Причем под большей опасностью окажутся жители южного полушария, чем северного. Исследование выяснило, что корпуса ракет примерно втрое чаще падают в широтах Джакарты в Индонезии, Дакки в Бангладеш или Лагоса в Нигерии, чем в Нью-Йорке в США, Пекине в Китае или в Лондоне в Великобритании.

Авторы также рассчитали риск жизни людей в течение следующего десятилетия в результате неконтролируемых падений ракет. Предполагая, что каждое повторное вхождение распространяет смертоносные обломки на площади 10 км2, они обнаружили, что существует 10-процентная вероятность одной или нескольких жертв в течение следующего десятилетия.

Как предотвратить опасность?

Многие агентства серьезно воспринимают риски. Существует целый ряд технологий, позволяющих контролировать обломки. Но их использование слишком дорогое. К примеру, Европейское космическое агентство планирует миссию по попытке захвата и удаления космического мусора с помощью специального робота.

Выбор орбиты для спутника также может снизить вероятность образования опасного мусора. Отработанный спутник можно запрограммировать на перемещение по более низкой околоземной орбите, где он просто сгорит в верхних слоях атмосферы. Также есть попытки запускать многоразовые ракеты, которые активно используют SpaceX и разрабатывают Blue Origin. Они создают гораздо меньше мусора из-за повторного использования разгонных ступеней.

В исследовании утверждается, что прогрессивные технологии и более продуманный дизайн миссий снизят неконтролируемое загрязнение орбиты космическим мусором, уменьшая риск опасности во всем мире. Решения существуют, но каждое запускающее ракету государство должно их принять и внедрить. Но, к сожалению, изменения международных протоколов и конвенций требуют много времени.

Ранее мы сообщали, как космический мусор используется в гибридной войне в космосе.