Российский двигатель взорвался на орбите

15 апреля 2022 года на околоземной орбите взорвался отработанный российский двигатель системы обеспечения запуска (СОЗ). Он использовался для вывода в космос спутников системы ГЛОНАСС в 2007 году. Об этом сообщила 18-я эскадрилья контроля космического пространства ВВС США (18 Space Control Squadron). В результате инцидента образовалось по меньшей мере 16 фрагментов космического мусора.

Для чего нужны двигатели СОЗ

Запуск спутников ГЛОНАСС осуществлялся следующим образом. Вначале ракета «Протон» вывела аппараты на промежуточную орбиту. Затем в дело вступил разгонный блок серии ДМ. В ходе двух маневров он вывел аппараты на целевую 19130-километровую орбиту. Именно для них и использовались двигатели СОЗ.

Разгонный блок ДМ.
Разгонный блок серии ДМ. Источник: ILS

Основная сложность, связанная с повторным включением разгонных блоков на орбите, связана с тем, что из-за невесомости топливо в баках (которые уже частично пусты) начинает свободно перемещаться. Из-за этого может сложиться ситуация, когда его попросту не окажется у клапана (именно по этой причине в первые годы космической эры многие разгонные блоки не включались). Для решения проблемы разгонные блоки серии ДМ оснащены двумя относительно небольшими (их сухая масса составляет 110 кг) двигателями СОЗ. При включении они создают ускорение, которое подталкивает топливо к двигателю, что позволяет провести его включение. По завершении маневра СОЗ отстреливаются.

Взрывы двигателей СОЗ

Проблема с СОЗ связана с тем, что обычно они не расходуют полностью все свое топливо. Из-за этого отработанные двигатели имеют тенденцию со временем взрываться. По словам астрофизика Джонатана Макдауэлла (он широко известен среди любителей космонавтики своими трудами по ведению статистики космических запусков и отслеживанию спутников), на сегодняшний день взорвалось по крайней мере 54 находящихся на орбите СОЗ. Это привело к появлению 173 отслеживаемых обломков (их реальное количество намного больше).

Схема разгонного блока  ДМ
Схема разгонного блока серии ДМ с указанием положения двигателей СОЗ. Источник: Anatoly Zak/russianspaceweb.com

Что касается взорвавшегося 15 апреля СОЗ, то он находился на орбите с перигеем в 388 км, апогеем 19 074 км и наклонением 64,8°. Таким образом, потребуется довольно много времени, прежде чем они войдут в земную атмосферу.

Это уже далеко не первый случай, когда на околоземной орбите взрываются старые ступени и спутники. Например, в 2020 году произошел взрыв топливного бака разгонного блока «Фрегат». А в 2021-м на орбите взорвался старый метеоспутник NOAA-17.