Телескопы Hubble и Chandra могут остаться без денег

NASA рассматривает возможность уменьшения бюджетов двух своих крупнейших космических телескопов Hubble и Chandra. Это связано с более масштабным сокращением расходов на астрофизические программы.

Космический телескоп Hubble. Источник: NASA

Соответствующее заявление было сделано Марком Клэмпином — директором астрофизического подразделения NASA. Выступая 13 октября в Комитете по астрономии и астрофизике Национальной академии наук США он заявил, что организация изучает возможность сокращения бюджетов рентгеновской обсерватории Chandra и космического телескопа Hubble.

По словам Клэмпина, сложившаяся ситуация связана с договоренностью, достигнутой летом 2023 года между американским Конгрессом и Белым домом, о повышении потолка госдолга в обмен на ограничение расходов. Согласно с ней, все расходы на необоронные нужды на 2024 год (в том числе и бюджет NASA), останутся на уровне 2023 года, с увеличением лишь на 1% в 2025 году.

Это соглашение поставило NASA в очень непросто положение, ибо на фоне необходимости реализации весьма дорогостоящей программы Artemis, организация очень рассчитывала на увеличение финансирования. В реальности же ей пришлось отложить реализацию ряда программ и начать сокращения расходов на различные сферы исследований.

Теперь эти сокращения добрались и до астрофизики. В своем бюджетном предложении на 2024  финансовый год NASA запросила 93,3 млн долларов для Hubble  и 68,7 млн долларов для Chandra, что примерно соответствовало бюджетам прошлых лет. В совокупности это составляет немногим более 10% от общего бюджета на астрофизику.

Однако теперь аэрокосмическая администрация рассматривает возможность сокращения трат на поддержание их работы. Ситуация усугубляется тем, что Hubble  и Chandra одни из старейших телескопов NASA. Hubble был запущен в 1990 году, а Chandra — в 1999 году. Эксплуатация последнего с каждым годом становится все сложнее. Это связано с тем, что изоляция на внешней поверхности космического аппарата постепенно разрушается, что приводит к его нагреву, который мешает научным наблюдениям.

Телескоп Chandra в представлении художника. Источник: NASA/CXC/SAO

В мае следующего года NASA планирует провести два «мини-обзора» этих миссий, чтобы решить, следует ли продлевать срок их службы и каким образом. При этом, во время прошлогоднего обзора в области астрофизики оба телескопа были фактически исключены из этого списка. Тогда речь шла о том, как можно увеличить их эффективность, а не стоит ли продлевать сами миссии.

По словам Клэмпина, все сэкономленные от использования Chandra и Hubble средства пойдут на другие приоритетные задачи в области астрофизики, в том числе и разработку следующих космических телескопов. Однако, на данный момент, еще рано говорить о том, какими именно окажутся сокращения. Это будет зависеть от того, сколько именно денег получит NASA. Конгресс пока еще не утвердил законопроект о финансировании организации на следующий год.