Телескоп TESS обнаружил свыше 30 экзокомет у близкой звезды

Анализ данных, собранных космическим телескопом TESS, позволил астрономам обнаружить не менее тридцати экзокомет в системе молодой звезды β Живописца. Об этом говорится в статье, опубликованной в недавнем выпуске журнала Nature.

Звездная система β Живописца

β Живописца расположена на расстоянии 63 световых лет от Земли. Звезда очень молода (ее возраст оценивается в 2025 млн лет) и все еще окружена осколочным диском, состоящим из вещества, оставшегося после ее формирования.

Фотография β Живописца, сделанная телескопами ESO. На снимке можно увидеть окружающий звезду осколочный диск и вращающуюся вокруг нее экзопланету. Источник: ESO/A.-M. Lagrange et al

Благодаря комбинации из относительно небольшого расстояния и удачного расположения по отношению к Земле осколочного диска, β Живописца давно является очень популярным объектом для наблюдений. Фактически она играет роль «космической лаборатории», позволяющей астрономам в режиме реального времени изучать молодые звездные системы. За годы наблюдений им удалось обнаружить у β Живописца две экзопланеты и несколько пылевых поясов. Теперь же список находок пополнился как минимум тремя десятками экзокомет.

Обнаружение экзокомет у β Живописца

Как известно, в основной своей массе кометы имеют весьма небольшие размеры, что делает невозможным их прямое наблюдение у даже самых близких к нам звезд. Однако при прохождении на фоне светила их хвосты могут вызывать уменьшение звездного блеска. Это падение в состоянии зафиксировать телескопы, занимающиеся поиском экзопланет транзитным методом.

β Живописца в представлении художника. Источник: ESO L. Calçada/N. Risinger (skysurvey.org)

Еще в 2019 году телескоп TESS открыл три экзокометы у β Живописца. В дальнейшем он неоднократно возвращался к этой системе, проводя дополнительные наблюдения. Международная команда астрономов изучила архив собранных TESS данных и сумела выявить колебания блеска звезды, вызванные транзитами не менее чем тридцати экзокомет.

Последующий анализ также позволил ученым оценить размеры ядер экзокомет. Они варьируются в диапазоне от 3 до 14 км, что очень напоминает картину в нашей Солнечной системе. Это говорит о том, что кометы в обеих системах сформировались по единому сценарию: в результате столкновений и распадов более крупных ледяных тел. По мнению астрономов, то же самое должно быть справедливо и для планет.

Вы также можете почитать о приближающейся к Солнцу крупнейшей за всю историю астрономии комете.

По материалам https://www.nature.com