Телескоп TESS обнаружил раздутый супернептун

Проанализировав данные, собранные телескопом TESS, международная команда астрономов обнаружила новую экзопланету. Она представляет собой раздутый супернептун.

Супернептун в представлении художника. Источник: NASA/JPL-Caltech/R. Hurt (IPAC)

Космический телескоп TESS проводит обзор примерно 200 тысяч самых ярких звезд, расположенных рядом с Солнцем. Его целью является поиск периодических изменений яркости, которые вызваны транзитами обращающихся вокруг них экзопланет. За время своей миссии телескоп идентифицировал порядка 6600 кандидатов в экзопланеты. На сегодняшний день астрономы сумели подтвердить существование 331 из них.

Одним из изученных TESS миром, стал желтый карлик TOI-2498, расположенный на расстоянии 900 световых лет от Земли. Космической обсерватории удалось зафиксировать регулярные изменения блеска звезды, свидетельствующие о наличии у нее невидимого компаньона. Последующие наблюдения, выполненные наземными телескопами, позволили подтвердить существование этого тела и определить его основные характеристики.

Оказалось, что радиус вновь найденной экзопланеты в шесть, а масса в 34,6 раза превосходят радиус и массу Земли. Это дает среднюю плотность в 0,86 г/см³. Таким образом экзопланета представляет собой «раздутый» супернептун. Подобные тела занимают промежуточное положение между планетами вроде Нептуна и более крупными газовыми гигантами как Сатурн и Юпитер.

По всей видимости, «раздутость» экзопланеты связана с ее орбитой. Она проходит на расстоянии всего в 0,05 а. е. (7 млн км) от звезды. Супернептун совершает один оборот за 3,74 дня. По оценкам астрономов, равновесная температура его поверхности превышает 1150 °C.

Расчеты астрономов говорят о том, что сейчас на газовую оболочку планеты приходится примерно 27% от общей массы экзопланеты. Скорее всего, она потеряла часть вещества из-за близости к звезде. По мнению исследователей, в момент своего образования (3,6 млрд лет тому назад) экзопланета была сопоставима по размеру с Сатурном, а массовая доля ее газовой оболочки составляла от 30% до 45%.

Вы также можете почитать о том, как астрономы подтвердили «сиротство» шести экзопланет.