Телескоп NASA создал глобальный таймлапс неба

NASA опубликовала серию таймлапсов небесной сферы, созданных на основе снимков инфракрасного телескопа NEOWISE. Они демонстрируют множество интересных феноменов, включая активность черной дыры, пульсации умирающих звезд и движение коричневого карлика.

Цели миссии NEOWISE

Телескоп NEOWISE был запущен в 2009 году. Изначально он носил название WISE (Wide-Field Infrared Survey Explorer). Целью его миссии было составление инфракрасного обзора всего неба. Собранные телескопом данные в дальнейшем использовались астрономами для поиска таких объектов, как ультраяркие инфракрасные галактики, регионы активного звездообразования, коричневые карлики и т. д. Также WISE открыл свыше 34 тысяч, ранее неизвестных астероидов.

Глобальная мозаика неба, сделанная телескопом NEOWISE. Источник: NASA/JPL-Caltech

К концу 2010 года WISE завершил свою основную миссию и его перевели в спящий режим. Через некоторое время в NASA нашли другое применение для бездействовавшего аппарата, и он был снова активирован. В рамках новой миссии NEOWISE на телескоп возложили задачу по изучению астероидов и комет. Основной упор был сделан на поиск объектов, способных представлять угрозу для нашей планеты. Каждые полгода телескоп выполняет полное сканирование неба, после чего ученые сравнивают его снимки, с целью поиска движущихся объектов. Также их используют для создания глобальных карт небесной сферы, демонстрирующих положение и яркость сотен миллионов различных объектов.

Глобальный таймлапс неба

Недавно астрономы нашли новое применение для снимков NEOWISE. Команда американских исследователей объединила 18 полученных телескопом карт, чтобы создать глобальный таймлапс всей небесной сферы. Он демонстрирует любопытные изменения, произошедшие на небе за минувшее десятилетие.

На снимках NEOWISE, в частности, можно увидеть увеличение яркости галактики, расположенной на расстоянии 690 млн световых лет от Земли. Оно было вызвано поглощением звезды сверхмассивной черной дырой. Другой таймлапс показывает, как пульсирующая звезда приближается к концу своего жизненного цикла.

Снимки NEOWISE также демонстрируют различные проявления активности новорожденных светил, движение коричневого карлика и неожиданную звездную вспышку, чья природа пока остается загадкой для астрономов.