Телескоп Hubble нашел звезды, двигающиеся по спирали

В звездном скоплении NGC 346, которое находится в Малом Магеллановом Облаке, нашли светила, движущиеся в его центр по спирали. Этот звездный объект отличается чрезвычайно высокими темпами звездообразования.

Зари двигаются по спирали к центру
Зари двигаются по спирали к центру скопления. Источник: NASA, ESA, Andi James (STScI)

Звезды, движущиеся по спирали

Ученые, работающие с космическим телескопом Hubble, недавно обнаружили в Малом Магеллановом Облаке звезды, которые ведут себя очень странно. Одной из частей этой карликовой галактики является молодое звездное скопление NGC 346, отличающееся большой массой и темпами звездообразования. И именно светила, которые его составляют, привлекли внимание исследователей.

NGC 346 имеет диаметр всего в 150 световых лет, но содержит 50 тыс. звезд. При этом оно имеет структуру, отдаленно напоминающую галактическую спираль. И, как показали исследования, звезды и газ во внешнем рукаве этого скопления двигаются по спирали, постепенно приближаясь к центральным регионам, где идет интенсивное звездообразование.

Как об этом узнали?

Интересно, что этот результат был получен двумя разными группами исследователей. Первая работала с данными телескопа Hubble за последние 32 года наблюдений. NGC 346 находится очень далеко от нас, но точная оптика орбитальной обсерватории и продолжительность ее наблюдений позволили измерить смещения в пространстве отдельных звезд.

Оказалось, что только за последние 11 лет эти звезды преодолели расстояние в 320 млн км, что примерно вдвое больше, чем расстояние от Земли до Солнца. Это означает, что они двигаются со скоростью 3200 км/ч.

Другая группа ученых, работавшая с Очень большим телескопом (VLT), применяла метод доплеровского смещения, чтобы понять, движутся ли эти звезды к нам или в противоположную сторону. Они провели непосредственное исследование скорости и пришли к тем же выводам, что и группа, работавшая с данными Hubble.

Звездообразование в Малом Магеллановом Облаке

Малое Магелланово Облако интересно тем, что в нем очень мало элементов тяжелее гелия. Этим оно напоминает галактики, которые доминировали во Вселенной, когда ей было 2 — 3 млрд лет. При этом оно находится на расстоянии всего нескольких десятков тысяч световых лет, поэтому является удобным «окном в прошлое».

Малое Магелланово Облако
Малое Магелланово Облако. Источник: Сosmicpursuits.com

В частности, ученых очень интересует, отличались ли процессы звездообразования, происходившие 10 млрд лет назад, от современных. Недавно они уже нашли звезду, из которой вырываются потоки вещества, типичные для более богатых металлами светил. Это доказывает, что эти процессы не очень изменились со временем.

Открытие спирального движения вещества в скоплении NGC 346 тоже свидетельствует в пользу того, что звездообразование за последние 10 млрд лет не претерпело существенных изменений. Движение вещества по спирали вполне естественно и соответствует всему, что мы знали о Вселенной до сих пор.